11:28 Сердце слева: как Дин Рид сделал искусство политикой |
Его обожали советские домохозяйки, а для отечественного телевидения его имя было синонимом понятия «американский певец». В его восьмидесятый день рождения, 22 сентября, журналист Алексей Королев специально для портала iz.ru вспомнил о другом Дине Риде — международном политическом активисте, поклоннике Че Гевары и единственном настоящем левом артисте в истории Америки. Тихий американецСписок американских знаменитостей, исповедующих правые, консервативные взгляды (как вариант — сторонников Республиканской партии), находится в интернете за несколько секунд. Он не очень длинный, и звезд первой величины в нем немного. Списка деятелей энтертейнмента, которые считают себя левыми, не существует в природе, ибо в него придется включать всю индустрию развлечений за считанными вышеуказанными исключениями. Нетрудно, впрочем, заметить, насколько конвенциональна и уютна эта левизна, насколько она респектабельна даже у самых радикальных по высказываниям звезд вроде Роджера Уотерса. Людей, которые подчинили своим взглядам свое искусство и посвятили им всю жизнь, можно пересчитать по пальцам одной руки. Дина Рида в этом пересчете нужно всегда указывать первым. Он начинал как типичный teen idol из глубинки: ясные глаза, на голове кок, идеально спортивное тело (школа Уит Ридж славилась своими легкоатлетами, а Рид был рекордсменом по бегу на длинные дистанции — по некоторым сведениям, даже рекордсменом США среди старших школьников), выутюженные на студии Capitol Records радийные хиты.
Критическое отношение Рида к собственной стране попало в максимально питательную среду — более «левого» места в мире в тот момент просто не существовало. Он переезжает в Аргентину, где впервые в жизни примеряет на себя костюм «настоящего американского певца в нашей деревне» — ведет собственное шоу на ТВ, снимается в кино. Впоследствии в этом амплуа он будет великолепно чувствовать себя в ГДР и СССР. Активист с гитаройЗанятно, что, судя по всему, первым русским, с которым познакомился Дин Рид, был Лев Яшин. Во всяком случае утверждается, что перед матчем сборных СССР и Чили на чемпионате мира 1962 года их представили друг другу. Если так оно и было, то очевидно, что именно в это время Рид попадает на карандаш «искусствоведам в штатском» — при советской команде их всегда было как минимум двое. Так или иначе три года спустя, приехав в Хельсинки на Всемирный конгресс за мир, национальную независимость и всеобщее разоружение — в качестве члена аргентинской делегации, между прочим, — Рид получил предложение посетить заодно и Москву и принял его. А через год Рид впервые приехал в СССР в ранге «настоящего американского певца» — тур получился вполне грандиозный: Москва–Ленинград–Тбилиси–Ереван–Баку — опять Москва, театр на Таганке (интересно, ходил ли на концерт Высоцкий?) — Ростов–Кисловодск–Рига — и еще раз столица, три аншлага в Театре эстрады. Рид провел в Советском Союзе два месяца, впервые узнал, что такое настоящая популярность, — и потерял ребенка, у его первой жены случился выкидыш в «кремлевской» больнице.
В этом последнем он был человек неслучайный и не временный. Не вступая ни в какие компартии, Рид последовательно участвует примерно во всех международных общественных кампаниях того времени — разумеется, в первую очередь антиамериканских. Он критикует войну во Вьетнаме, требует разоружения и выступает за освобождение Анжелы Дэвис. Он прячет у себя в доме Че Гевару и гордится дружбой с Альенде. Кроме того, Рид аккуратно участвует в мероприятиях Всемирного совета мира, формально независимой, на деле же — подконтрольной Москве организации, чьи члены в большинстве своем, конечно, были искренними идеалистами, да вот только на практике занимались зачастую совсем неидеалистическими вещами. Безумства храброгоВ качестве «чистого» борца за мир, аполитичного и ориентированного исключительно вовне, Рида использовали недолго. Громадная его слава в СССР и граничащая с неразборчивостью покладистость сыграли свою роль: певец стал козырем уже во внутриполитических играх. В 1971 году Рид пишет (пишет сам, это известно) открытое письмо Солженицыну для «Огонька» и «Литературки». Письмо начиналось — в оригинале — со слов «Дорогой коллега по искусству Александр Исаевич!» и посвящено было не столько самому Солженицыну, сколько Америке, стране, разумеется, столь порочной, что сравнение с СССР возможно исключительно не в ее пользу. Окончательное превращение в орудие пропаганды Рид воспринял безболезненно — кажется, к этому времени он и впрямь полюбил Советский Союз, где к нему хорошо относились и власть, и народ и где идут действительно великие стройки вроде БАМа. Байкало-Амурскую магистраль Рид — вообще великий мастер каверов — воспел с помощью This Train, классического госпела 20-х, побывавшего в репертуаре чуть менее, чем всех — от Луи Армстронга и Боба Марли до Нины Хаген и Джонни Кэша. Правда, из текста пришлось выкинуть Иисуса и Библию, зато остальные баптистские поучения про поезд, в котором нет места лжецам, грабителям и самозванцам, в позднесоветскую эстетику легли идеально. Впрочем, номер этот запомнился не столько музыкой, сколько видеорядом: Рид, первоклассный кинотрюкач, пренебрегая техникой безопасности, катался на крыше поезда и самосвала и, не выпуская из рук гитару, свисал на полном ходу с вагонной подножки.
К этому времени он окончательно перебирается в Восточный Берлин, на родину второй жены, дальней родственницы Эриха Хонеккера. Возможно, это стало главной ошибкой в жизни Рида: ГДР была — эстетически — начисто лишена даже того куцего революционного романтизма, который присутствовал в СССР. От Третьего рейха социалистическая Германия унаследовала не только униформу армии и полиции, но и методы работы спецслужб, по сравнению с которыми КГБ выглядел как симфонический оркестр рядом с бригадой лесорубов. Прямолинейность, с которой «Штази» опекало Рида, усугублялась тем фактом, что на контрразведку, вероятно, работала его третья, самая любимая, жена — актриса Рената Блюме. Разумеется, никто его не убивал: еще за несколько дней до смерти Рид выступал на канале CBS (он никогда не отказывался от американского гражданства и до конца жизни аккуратно отсылал декларации в налоговую службу) в сверхпопулярной программе «60 минут», в которой сравнил Рейгана со Сталиным, а войну в Афганистане назвал справедливой. Такими пропагандистскими ресурсами не разбрасываются. Но корни его суицида, конечно, нужно искать в его личной политической истории: осознанно став революционером-певцом, Рид задохнулся, когда о революции перестало вокруг напоминать что бы то ни было. Алексей КОРОЛЕВ |
Категория: Некрот в ЛНР | |
Всего комментариев: 0 | |