[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2021 » Февраль » 18 » Песни на все времена. К 100-летию Оскара Фельцмана
17:48
Песни на все времена. К 100-летию Оскара Фельцмана

Фельцман Оскар Борисович композитор пианист

18 февраля 2021 года исполняется 100 лет со дня рождения композитора Оскара Борисовича Фельцмана. На языке современной музыкальной публицистики его бы назвали одним из главных «хитмейкеров советской эстрады». Мелодии, написанные Фельцманом, знакомы нескольким поколениям, вспоминаются с первых нот и продолжают звучать сегодня.

Песни композитора Фельцмана регулярно фигурировали на моём канале, в нескольких последних публикациях я рассматривал некоторые его произведения. Подоспел вековой юбилей маэстро, и есть повод посвятить этому музыканту отдельный большой материал. Песен Оскар Борисович написал столько, что обо всех не рассказать даже в самой большой монографии. Для памятной публикации к столетию я подобрал 7 узнаваемых композиций, о которых не успел поговорить раньше, – пишет автор Яндекс.Дзен-канала «Журнал МУЗилка».

(Примечание администратора Blogmkp.ru: по ссылке на публикацию-оригинал доступны песни композитора, которым посвящён републикуемый здесь текст. Они размещены в формате видеороликов с Ютуба. Здесь же вместо видео опубликованы фотографии ряда известных певцов, исполнявших эти песни.)

Оскар Фельцман – наш современник, ему довелось прожить длинную и плодотворную жизнь. Музыкант покинул этот мир 3 февраля 2013 года, не дожив несколько дней до своего 92-летия. Одесский мальчик, выходец из медицинской семьи, сделал выбор в пользу музыки уже в первые годы жизни.

«Мне было 4-5 лет, я сидел за роялем и что-то сочинял», – вспоминал композитор.

Фельцмана называли «мэтром легкого жанра», он прославился, прежде всего, как композитор-песенник, хотя в его творческом наследии есть и образцы академической музыки. В раннем возрасте судьба подарила ему знакомство и встречу со знаменитым композитором Д.Д. Шостаковичем. Во время визита музыканта в Одессу ему рассказали о семилетнем мальчике Оскаре, который сочиняет музыку, и Дмитрий Дмитриевич решил с ним познакомиться, посетив дом семьи Фельцманов.

«Доктор Фельцман, ваш сын будет большим композитором», – такие слова Дмитрия Дмитриевича, адресованные отцу – врачу Борису Фельцману, воспроизводил Оскар Борисович в поздних интервью.

Песни студент Московской консерватории Фельцман начал писать сразу после войны. Своей первой называл «Теплоход», указывая, что создана она была примерно в 1946 году. По наущению своих коллег он решился предложить её Леониду Утесову, хотя сам скептически относился к произведению. Леонид Осипович с успехом её исполнил, песня зазвучала во всеуслышание.

Ниже представлена подборка композиций Фельцмана, написанных в разные годы.

«ЛАНДЫШИ»
(Стихи Ольги Фадеевой, исполняли Нина Дорда, Гелена Великанова и другие)

В творчестве почти каждого музыканта есть такая песня, к которой автор оказывается «приговорён», в том смысле, что произведение сразу всплывает в памяти в связи с его именем. В огромном творческом наследии Оскара Фельцмана такой композицией можно считать «Ландыши». Песня была написана молодым композитором на раннем этапе творчества, и спустя уже почти 70 лет в памяти поколений ассоциация срабатывает молниеносно: «Ландыши» – это Фельцман, Фельцман – это «Ландыши».

Многие источники указывают датой создания 1958 год. 1955 годом датируют стихи поэтессы Ольги Фадеевой.

Фельцман почти всегда писал быстро, ведомые вдохновением маэстро клавиши рояля выдавали легендарные мелодии за считанные минуты, вот и мотив «Ландышей», согласно воспоминаниям композитора, родился буквально за четверть часа. На начальном этапе песню «Ландыши» параллельно исполнили Нина Дорда и Гелена Великанова. Кому из них принадлежит первенство – доподлинно не установлено.

Дорда Нина певица

Написав произведение и отдав его для концертной программы театра «Эрмитаж», Фельцман уехал отдыхать на юг. Спустя две недели его потревожили письмом, в котором сообщалось: «Оскар, возвращайся, вся Москва поёт твои "Ландыши"». Такой быстрой и бешенной популярности автор никак не ожидал.

Песня «Ландыши» стала во многом судьбоносной для Фельцмана. Один из столпов советской эстрадной музыки, официально признанный композитор-песенник нередко становился объектом критики.

«У меня такая судьба: с одной стороны блеск, а с другой – что-то не то», – говорил о себе музыкант.

Сочиняя свои мелодии очень быстро, Фельцман боялся, что его обвинят в легкомысленности. Такие претензии действительно нередко звучали в адрес автора. Судьба «Ландышей» в этом смысле показательна. С подачи ЦК партии один из функционеров от культуры определил эту композиции как пример «пошлости в музыке», одна за другой посыпались обличающие публикации, но народной популярности романтичной весенней песни, отражающей дух своего времени, это не убавило.

Великанова Гелена певица

«В одном толстом журнале было написано, что такие песни как "Ландыши" расшатывают наш государственный строй. Никакая она не пошлая, ничего она не расшатывала. Просто когда она была написана, мы были такие бедные, не могли дарить друг другу розы, а вот букетики ландышей в Москве весной на каждом углу стояли женщины и продавали», – рассказывала на одном из своих выступлений исполнительница песни Гелена Великанова.

«Ландыши» Фельцмана и Фадеевой поют не только на русском, но и на других языках. Хорошо известна немецкая версия, созданная лидером группы «Мегаполис» Олегом Нестеровым после того, как одна его знакомая из Кёльна предложила перевести на немецкий язык несколько советских песен. Перевод не дословный, но близкий по смыслу, в тексте фигурирует немецкий город Карл-Маркс-Штадт, с которого начинается хит-фраза, так как немецкий аналог слова «Ландыши» «не влез в размер». Вместо «Ландыши – светлого мая привет» на немецком поётся «Карл-Макс-Штадт – город красивых цветов».

Существуют также японская, чешская и, конечно же, английская версия.

На советской и российской сцене в разные годы «Ландыши» звучали голосами многих известных певиц, композиция была в репертуаре Юлии Зиганшиной, Людмилы Сенчиной и других.

Из современных исполнительниц мне попадались версии Марины Девятовой и актрисы Екатерины Гусевой.

«ЧЁРНОЕ МОРЕ МОЁ»
(Стихи Михаила Матусовского. Из кинофильма «Матрос с "Кометы"»)

«С поэтами надо дружить», – говорил Оскар Фельцман.

Он творил совместно со многими выдающимися стихотворцами своего времени и со многими был на короткой ноге. Однажды соседом Фельцмана в Доме композиторов оказался известный поэт Михаил Матусовский, с чего и началась их дружба и сотрудничество. В соавторстве с ним одессит по рождению Оскар Борисович напишет песню о Чёрном море.

В 1958 году Фельцман получил предложение стать композитором фильма «Матрос с "Кометы"». За стихами он пришел к Матусовскому. У Михаила Львовича родились строчки:
«Самое синее в мире Чёрное море моё».

Поэт был ими не доволен, но Фельцман почувствовал «родные образы» и моментально сочинил мелодию.

Романов Глеб Матрос с Кометы

В кинокартине песня звучит от лица матроса Сергея Чайкина голосом актёра Глеба Романова.

Без критики и в этом случае не обошлось. Музыкальную комедию Исидора Анненского называли «безвкусицей» и пытались запретить, досталось и песне про Чёрное море. Тем не менее, картина вышла, полюбилась публике, а музыкальная композиция стала одним из «неофициальных гимнов» водоёма.

Композиция из фильма перекочевала на эстраду, исполнялась многими певцами. Её пели Георг Отс, Сергей Захаров, Иосиф Кобзон и др.

«ОГРОМНОЕ НЕБО»
(Стихи Роберта Рождественского. Исполняли Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Марк Бернес и др.)

Тесная дружба связывала Оскара Борисовича с семейством Рождественских и с его главой – поэтом Робертом Ивановичем. Песни тандема Фельцман-Рождественский составляют целый пласт в советской песенной культуре.

Одной из самых известных стала песня, описывающая реальный случай, произошедший в небе над Берлином 6 апреля 1966 года. Подвиг советских летчиков Юрия Янова и Бориса Капустина вдохновил поэта Роберта Рождественского на создание поэтического произведения, которое вышло из-под его пера в 1967 году. Стихотворный пересказ событий содержит незначительные расхождения с реальностью, в тексте нет упоминания о городе Берлине. Текст Рождественского универсален, недаром «Огромное небо» часто воспринимают как песню о Великой Отечественной войне, хотя восходит она к более поздним событиям.

Эдита Пьеха Огромное небо

Написанная на эти стихи песня Оскара Фельцмана вошла в репертуар Эдиты Пьехи. Она представила эту композицию в рамках Фестиваля молодежи и студентов, проходившего в 1968 году в болгарской столице Софии. Произведение получило несколько почетных наград. Текст был отмечен золотой медалью, а музыка – серебряной.

Помимо Эдиты Станиславовны, для которой музыку Фельцмана аранжировал Александр Броневицкий, «Огромное небо» пели другие советские певцы первой величины. В мужском исполнении произведение прозвучало из уст Марка Наумовича Бернеса и Муслима Магометовича Магомаева.

«БАЛЛАДА О КРАСКАХ»
(Стихи Роберта Рождественского, Исполняли Мария Кодряну, Иосиф Кобзон и др.)

Нельзя оставить без внимания пронзительное произведение Фельцмана и Рождественского, посвящённое военной тематике. История о жизненном пути двух братьев, прошедших через тяготы войны и сумевших вернуться домой, в ярких образах рассказана Робертом Ивановичем в стихотворении «Баллада о красках». Песня на музыку Фельцмана, написанная в 1972 году, стала шлягером, как её назвал певец Иосиф Кобзон, с чьим голосом и образом эта баллада ассоциируется у многих.

Кодряну Мария певица

Первой исполнительницей, по данным интернет-источников, была Мария Кодряну. В сети я нашел только позднюю запись её исполнения.

В сети мне попадалось описание истории одной семьи, которая во многом, включая детали, соотносится с содержанием «Баллады о красках». Прямой связи между сюжетом песни и судьбой конкретной семьи, судя по всему, нет. Скорее всего, это совпадение. Поэтический гений Роберта Рождественского, воплотив через историю двух бойцов – черноволосого и рыжего – трагизм судьбы многих фронтовиков, «угадал» некоторые детали из жизни.

«СТАРЫЕ СЛОВА»
(Стихи Роберт Рождественский, исполняли Валентина Толкунова, Людмила Гурченко)

«Поэзия – это источник вдохновения», – считал Оскар Борисович Фельцман, большинство его произведений написаны на уже готовые стихи. Обратные примеры были исключением. Такой случай имел место как раз в соавторстве с Рождественским в 1973 году. Фельцман написал мелодию и сыграл её своему другу Роберту. Музыка понравилась поэту.

«Завтра я принесу тебе стихи к этой музыке», – так передает реакцию поэта Оскар Фельцман.

Обещание Рождественский выполнил и на следующий появилась песня:
«Какие старые слова, ах, как кружится голова».

Толкунова Валентина певица

Свою новую песню Оскар Борисович показал тогда ещё молодой исполнительнице Валентине Толкуновой, и она забрала произведение в свой репертуар. Она исполняла её как сольно, так и дуэтом с певцами Павлом Бабаковым, Ренатом Ибрагимовым, Львом Лещенко.

«Старые слова» прозвучали в кинофильме «Это сильнее меня», вышедшем на экраны в 1973 году.

1974-м годом датируется исполнение этой песни на советском телевидении Людмилой Марковной Гурченко.

Были и другие, более современные воплощения этой песни.

«ЗА ПОЛЧАСА ДО ВЕСНЫ»
(Стихи Наума Олева, Исп. ВИА «Песняры» (вокал В. Мулявин) и др.)

Песни Оскара Фельцмана исполняли музыканты самой разной фактуры. Узнаваемым хитом в репертуаре группы «Песняры» стала записанная в 1976 году песня «За полчаса до весны».

Владимир Мулявин Песняры

«Опозданием мы наказаны,
Что слова любви прежде сказаны,
Что совсем другим доверяли мы
За полчаса до весны»,

– эти строки поэта Наума Олева, положенные на музыку Оскаром Борисовичем, прозвучал голосом руководителя коллектива, легендарного белорусского музыканта Владимира Мулявина. Песня пользовалась большой популярностью не только у советских, но и у зарубежных слушателей. Об этом рассказала одна из сотрудниц отдела «Иновещания» Гостелерадио СССР Ольга Новикова.

Песня, ставшая хитом на все времена, привлекла внимание многих исполнителей и неоднократно перепевалась. Свою версию представил Петр Елфимов, некоторое время выступавший в новом составе «Песняров».

В рамках «Старых песен о главном» композицию выпало исполнять уроженке белорусских земель Наталье Подольской. Из мэтров отечественной поп-сцены произведение перепевала Лариса Долина.

Кавер на хит своих знаменитых земляков сделала одна из самых популярных белорусских рок-групп 90-х–нулевых – «Ляпис Трубецкой». Их версию многие расценивают как пародийную.

К этому произведению обратились и далекие от попмузыки представители «сибирского андеграунда» – команда «Черный лукич», относящаяся к числу довольно известных команд «летовского круга».

«ХОДИТ ПЕСЕНКА ПО КРУГУ»
(Стихи Игоря Шаферана и Михаила Танича. Исп. Лев Барашков, Нина Дорда, Эдуард Хиль)

Легкая, жизнеутверждающая «песня о песне», о полёте музыкального творчества ушла в народ и неоднократно цитировалась. Сроки из неё становились заголовками журналистских материалов об авторе – Оскаре Фельцмане. Хотя в свое время хит середины 60-х годов многие ругали за чрезмерную простоту и навязчивость. Эта песня относится к категории произведений, которые рассказывают просто о важном.

Барашков Лев

Запавшие в память и в души советских и российских слушателей стихи о «путешествиях песенки» написали Игорь Шаферан и Михаил Танич. Известно несколько ранних исполнений этой песни. Записи Льва Барашкова датированы 1965-1966 годами. В тот же период её пела и Нина Дорда.

Хиль Эдуард певец

Наиболее известным среди разных поколений слушателей стало исполнение Эдуарда Хиля, песня была записана им в 1965 году, вышла на пластинке «Мелодии» и закрепилась в его репертуаре вплоть до последних лет жизни. Будучи уже возрастным артистом, Эдуард Анатольевич неоднократно представал с этой песней на экранах цветных телевизоров в новом, XXI столетии.

Совсем недавно зрителям Первого канала довелось слышать эту песню в рамках проекта «Голос», её представил джазовый пианист и вокалист, серебряный призёр прошедшего сезона Олег Аккуратов.

Совместному авторству Игоря Шаферана и Михаила Танича принадлежит также песня «Белый свет», о которой я писал недавно в статье «Песни-признания в любви».

Эпилог

Творчество Оскара Фельцмана – очередное подтверждение известной фразы о том, что всё гениальное – просто. Его пример показывает, что так называемая «лёгкая музыка» может быть великой и долговечной. Вклад Оскара Борисовича в отечественную песенную культуру неоценим, а всех его песен не назовёшь.

Можно перечислить ещё несколько десятков широко известных произведений, написанных композитором Фельцманом. Уверен, что впереди представится немало случаев вспомнить о них, отмечает Журнал МУЗилка.

Материал написан в ознакомительных, развлекательных целях, не является «топом» или выборкой лучших произведений, опирается на информацию открытых источников и не претендует на истину последней инстанции.

Категория: Некрот в России |
Всего комментариев: 0
avatar