[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2019 » Декабрь » 8 » Алисе Фрейндлих — 85!
17:34
Алисе Фрейндлих — 85!

Фрейндлих Алиса

8 декабря 2019 года исполняется 85 лет Алисе Бруновне Фрейндлих — актрисе театра и кино, певице, Народной артистке СССР, лауреату Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1976), трёх Государственных премий Российской Федерации (1996, 2001, 2008), премии Правительства России (2010).

Она также обладательница двух национальных театральных премий «Золотая маска» (2001, 2006) и четырёх премий Российской Академии кинематографических искусств «Ника» (1995, 2006, 2016, 2018).

Алиса родилась в Ленинграде в семье российского немца актёра Бруно Артуровича Фрейндлиха и русской Ксении Фёдоровны Фрейндлих, в девичестве Фёдоровой, переехавшей в город на Неве из Пскова. Незадолго до начала войны родители Алисы расстались — отец с актёрами своего театра уехал на гастроли в Ташкент, а девочка осталась жить с матерью. Бруно Фрейндлих покинул Ленинград ещё до того, как оттуда начали выселять немцев. По воспоминаниям Алисы Бруновны, «бабушка, тётушка, мои двоюродные братья и сёстры — всем им пришлось уехать из Ленинграда»; «папин брат с женой были арестованы — много позже мы узнали, что их расстреляли».

После прорыва блокады Ленинграда и окончания войны Алиса, посещая Ленинградскую среднюю школу №239, попала в театральный кружок, которым руководила Мария Призван-Соколова — именитая советская актриса. Она разглядела в девочке будущую звезду сцены и киноэкрана, обучила азам мастерства. Получив в 1953 году аттестат о среднем образовании, 18-летняя Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт имени А.Н. Островского на курс Бориса Вульфовича Зона.

В 1955 году девушка исполнила эпизодические роли в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Тогда же она впервые вышла замуж за свою «студенческую любовь», одного из однокурсников — Владимира Карасёва. Брак продержался недолго — уже после выпуска из института пара разошлась. В 1957-м, успешно сыграв главную роль в дипломном спектакле «Мораль пани Дульской», Фрейндлих начала службу в Ленинградском драматическом театре имени В.Ф. Комиссаржевской.

За время работы в своём первом театре она сыграла более десяти ролей; к этому же времени относятся работы в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах». В конце 1950-х годов актриса познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, который как раз был приглашён поставить в Театре имени В.Ф. Комиссаржевской спектакль «Время любить». Эта встреча запомнилась Алисе Бруновне, и когда в 1961 году Владимиров возглавил Ленинградский академический театр имени Ленсовета, она перешла туда.

Фрейндлих Полосатый рейс

Одна из маленьких киноролей Народной артистки — буфетчица в комедии режиссёра Владимира Фетина «Полосатый рейс» (1961).

Тогда же Фрейндлих впервые встретила кинорежиссёра Эльдара Рязанова, который вёл подготовку к съёмкам комедии «Гусарская баллада». По признанию Рязанова, Фрейндлих сыграла пробы просто блестяще, но в актрисе было чрезвычайно много женственности, а героиня фильма, как известно, изображала мужчину. В итоге на роль утвердили Ларису Голубкину.

Зато в Театре им. Ленсовета Игорь Владимиров, которому, как отмечали критики, удалось «уловить специфику таланта Фрейндлих», не просто ставил для неё спектакли, но и в выборе репертуара в целом ориентировался на индивидуальность своей главной актрисы (в 1960-х годах это были преимущественно мелодрамы). В 1979 году Алиса Фрейндлих говорила: «Игорь Петрович Владимиров — мой настоящий учитель в искусстве, заботливый и строгий педагог, мой верный друг. Всеми своими достижениями в театре я обязана только ему. Я не представляю себе актрису Фрейндлих без режиссёра Владимирова. Мне даже страшно об этом подумать. Смогу ли я теперь работать в другом театре? Не знаю». Привязанность к Владимирову, который был старше её на 16 лет, вылилась во второй брак Алисы — в начале 1960-х годов она вышла за него замуж.

Этот период стал пиком театральной карьеры Алисы Фрейндлих. Она стала первой леди театра, как позже писали газеты, и играла почти во всех спектаклях его репертуара. Одной из наиболее известных и удачных ролей того времени был Малыш из «Малыша и Карлсона». На этот спектакль с одинаковым удовольствием шли и взрослые, и дети.

Между тем в кино Алису Бруновну почти не приглашали. Отдельно можно отметить всего лишь одну роль 1960-х годов — «Похождения зубного врача» (1965), комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые столкнулась с актёром Андреем Мягковым. В 1967 году Алисе Бруновне снова пришлось пересечься с Эльдаром Рязановым, создавшим тогда киноповесть «Зигзаг удачи». Роль Алевтины писалась специально для Алисы Фрейндлих. В этот раз успешной роли помешала беременность актрисы. 13 марта 1968 года у неё родилась дочь Варвара (единственный ребёнок Алисы Бруновны).

В 1974-м артистке не удалось сняться в киноленте Рязанова третий раз — теперь в вышедшей на экран год спустя «Иронии судьбы...», где на главную роль была утверждена Барбара Брыльска. Зато именно в том же семьдесят четвёртом вышло целых три разноплановых картины с участием Алисы Фрейндлих: мелодрама Евгения Хринюка «Анна и Командор», музыкальная комедия Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» и историческая драма Элема Климова «Агония».

Фрейндлих Служебный роман

И только в 1977 году наконец-то свершился триумф Алисы Фрейндлих в фильме Рязанова — под названием «Служебный роман» (по пьесе Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы»). Напомним, сегодняшняя именинница сыграла директора статистического учреждения Людмилу Прокофьевну Калугину. Картина стала лидером проката 1978 года — свыше 58 млн зрителей, а в 1979-м была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Исполнительница главной роли была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Примечательно, что во время создания ленты Алиса Бруновна проявила не только актёрские способности, но и музыкальные: две песни в её исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу же стали хитами и многократно звучали по радио и телевидению.

Фрейндлих Д'Артаньян и три мушкетера

Сразу после триумфа «Служебного романа» Алиса Бруновна сыграла ещё одну из своих лучших и известнейших ролей в кино — королеву Анну в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетёра». Фрейндлих говорила: «Я никогда не видела живую королеву, разве что по телевизору или в прессе. Мы с режиссёром хотели сделать абсолютно земную женщину, мимо которой ничто не прошло — ни любовь, ни ревность, ни страх, ни торжество победы. Ей свойственны все эмоции и все слабости человеческие. Да, королева! Но за внешней этической сеткой скрывается живой человек, испытывающий те же чувства, что и любой другой». По словам режиссёра фильма Георгия Юнгвальд-Хилькевича, Алиса Бруновна отказывалась играть королеву до тех пор, пока ей не объяснили, почему Анна не побоялась подарить такую вещь, как подвески.

За несколько лет до развода с Игорем Владимировым Фрейндлих воссоединилась с ним в мелодраме «Старомодная комедия» (1978). В «Д'Артаньяне и трёх мушкетёрах» и в «Старомодной комедии» Алиса Бруновна опять-таки исполнила несколько песен.

Для поклонников кино «не для всех» Фрейндлих раскрылась в следующем проекте — «Сталкере» Андрея Тарковского (1979). Роль была небольшой, несколько сцен в самом начале фильма и монолог в конце. Монолог, как признавалась позже Фрейндлих, был полностью сымпровизирован. На съёмочной площадке стояла такая атмосфера, что люди общались между собой полушёпотом. В одной из сцен, где жена сталкера, которую и играет Фрейндлих, закатывает истерику по поводу того, что муж вновь уходит в Зону, актриса так перестаралась, что из-за многократных дублей чуть не потеряла сознание. Позже Алиса Бруновна говорила, что с такой слаженностью съёмочной группы, как у Тарковского, она сталкивалась только, когда работала у Рязанова.

В 1981 году произошло несколько ключевых событий в жизни Алисы Фрейндлих. Актрисе было присвоено звание Народной артистки СССР, а вскоре после этого она рассталась с мужем Игорем Владимировым. Причиной этого Фрейндлих называла большую любовь Владимирова к женщинам и пристрастие к алкоголю. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Существовало также мнение, что изменившийся репертуар театра и засилье «крикливых и шумных» пьес не соответствовали дарованию Алисы Бруновны, которая убедительней всего исполняла камерные роли.

Ещё два года проработав вместе с бывшим супругом, в 1983-м Алиса Бруновна покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького. Ныне этот храм искусства носит название Российский государственный академический Большой драматический театр имени Г. А. Товстоногова (БДТ), а Фрейндлих служит в нём до сих пор. Именно театральное искусство (а не вокал и даже не кинематограф) занимает центральное место в жизни Артистки.

Фрейндлих спектакль Волнение

Сцена из спектакля «Волнение» (2019) режиссёра и автора пьесы Ивана Вырыпаева, написавшего и поставившего работу специально для Алисы Фрейндлих к 35-летию её работы в БДТ.

С начала 80-х до 1990 года Фрейндлих состояла в браке с третьим мужем — актёром и художником Юрием Соловьём. В этот же период, помимо работы в театре, актриса продолжала плодотворно играть и в разножанровом кино: как в драмах («Опасный возраст», «Успех»), так и мелодрамах («Будни и праздники Серафимы Глюкиной», для роли в которой похудела на 7 килограммов). Однако её наиболее успешной ролью в кино 1980-х стала Харита Игнатьевна Огудалова в ещё одном фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс» (1984) — экранизации пьесы «Бесприданница» Александра Островского.

Фрейндлих Жестокий романс

Кадр из «Жестокого романса», ага.

В 2000-е и 2010-е Артистка подарила зрителям ещё ряд киноработ после 8-летнего перерыва, во время которого сосредоточилась на театре, отвлекаясь лишь на редкие документальные фильмы. Перейдя в БДТ, она легко влилась в коллектив и нашла общий язык с его руководителем, который, по собственным словам, едва ли не с первой минуты почувствовал себя так, «будто они вместе работают лет тридцать». Сегодня именно Алису Бруновну Фрейндлих многие считают первой леди петербургской сцены, кого только не игравшей за всю свою долгую и плодотворную карьеру.

С 85-летием знаменитую и любимую (зрителями) именинницу!

Категория: Некрот в ЛНР |
Всего комментариев: 0
avatar