[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2019 » Декабрь » 19 » Звезда по имени Анастасия Вертинская: актрисе исполняется 75 лет
02:43
Звезда по имени Анастасия Вертинская: актрисе исполняется 75 лет

Вертинская Анастасия

19 декабря 2019 года одной из самых красивых и изысканных советских и российских актрис Анастасии Вертинской исполняется 75 лет. Она стала настоящей знаменитостью, еще будучи школьницей. Две звездных роли – в кинофильмах «Алые паруса» и «Человек-амфибия» – мгновенно сделали Вертинскую любимицей миллионов. Хотя сама актриса этих своих ролей впоследствии почти стыдилась, а съемки в них называла бессознательным периодом своего творчества, говорится на сайте МИР24.

Дочь великого Вертинского

Анастасия Вертинская – дочь легендарного поэта, актера и певца-шансонье Александра Вертинского. Ее родители познакомились и поженились в начале 1940-х годов в Китае. Мать Лидия Вертинская – в девичестве Циргвава, наполовину грузинка – родилась и выросла в Шанхае, в русско-грузинской семье. Она была младше Вертинского на 35 лет. Когда будущая теща знаменитого певца узнала, что ее 17-летняя дочь собирается выйти замуж за Вертинского, которому исполнился 51 год, она была просто в шоке. Однако свадьба состоялась, пара обвенчалась в апреле 1942 года в Кафедральном соборе Шанхая.

В Китае у них родилась первая дочь Марианна, а потом Вертинскому разрешили вернуться на Родину. Поэтому осенью 1943 года семья оказалась в Москве. В Советском Союзе Вертинских приняли хорошо. В гостинице «Метрополь» им дали номер, где они прожили три года. А потом семья получила просторную квартиру в Москве.

Анастасия Вертинская появилась на свет 19 декабря 1944 года – как раз тогда, когда семья еще жила в «Метрополе». Отец очень любил обеих дочерей и баловал их. Воспитывала девочек и держала их в строгости бабушка по материнской линии, которая жила вместе с ними. Анастасия Вертинская вспоминала, что бабушка была очень строгой и даже порола ее в детстве, чего терпеть не мог отец. Он сразу хватался за валидол.

«А я в детстве и врала, и воровала, – со смехом рассказывала актриса в одном из своих интервью. – У папы было пальто с глубокими карманами. Я вставала раньше всех и шла из спальни в прихожую. У меня были отмечены крестиками те половицы, которые не скрипели. Представляете, какая изощренность? И я тырила у него из карманов мелочь. Сердце было в пятках. Мне казалось, что, если сейчас встанет бабушка и меня застанут за этим преступлением, меня расстреляют! Папа, правда, не ругал меня. За обедом он говорил: "Вчера какая-то воровка украла у меня всю мелочь. Вы не знаете, кто это?". Я, глядя честными глазами, говорила: "Нет!"».

Родители Анастасии Вертинской прожили в счастливом браке 15 лет, до самой смерти Александра Вертинского. Ее мама уже в России окончила Суриковский институт и стала художницей. После смерти мужа она одна растила дочерей, зарабатывая продажей эстампов и пейзажей. Она также снималась в кино. В 1950-1960 годах на ее долю выпало пять довольно заметных киноработ. Нет ничего удивительного в том, что, имея таких родителей, обе их дочери стали рано задумываться о сцене и стали успешными актрисами.

Ассоль, или Автограф за пятерку

В детстве Анастасия мечтала быть балериной, но в хореографическое училище ее не взяли, так как она была довольно высокой и крупной девочкой. К тому же Александр Вертинский никогда не хотел, чтобы его дочери становились актрисами. Им давали максимально широкое гуманитарное образование с упором на музыку и иностранные языки.

Свою первую роль Анастасия получила почти случайно. Главный художник фильма «Алые паруса» Леван Шенгелия, давний знакомый ее матери, встретил их на улице Горького – Анастасия шла с сестрой и матерью. «Посмотрел на Настю Вертинскую и ахнул – вылитая Ассоль! – рассказывал он позже. – Я пригласил ее на пробы, хотя режиссер уже утвердил на эту роль молодую молдавскую актрису Маркач».

Режиссеру Александру Птушко 15-летняя Анастасия сперва совсем не понравилась: короткая стрижка, спортивные брюки – какая же это Ассоль? Но на юную девушку надели красивое платье, на голову – парик из длинных вьющихся волос. Режиссер заметил ясный блеск глаз, обворожительную улыбку, фирменную, присущую именно ей мечтательность и «потусторонность». И Птушко понял: вот она – его настоящая Ассоль.

Фильм вышел на экраны в 1961 году и имел грандиозный успех. В первый же год его посмотрели больше 23 миллионов зрителей. Анастасия Вертинская в роли Ассоль очаровала не только зрителей, но и кинокритиков. Она сразу стала считаться восходящей звездой советского кино.

«Из-за работы в "Алых парусах" я отстала в учебе, и мне пришлось перейти из обычной в вечернюю школу рабочей молодежи, – рассказывала она потом. – Там учиться было проще – я давала учителю автограф на своей фотографии, и он мне ставил хорошую оценку! Так я пользовалась своей популярностью, которая пришла после выхода картины на экраны».

Гуттиэре: небо в глазах и трюки без дублеров

Следующая ее роль в фильме «Человек-амфибия» потребовала от нее упорства и настоящей самоотверженности. Режиссер фильма Владимир Чеботарев рассказывал, что когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актеров на главные роли, он дал им установку: «У Гуттиэре в глазах должно быть небо». И снова все решил «нездешний» облик юной актрисы. Утвердили ее на роль быстро, но Анастасия Вертинская до съемок картины вообще не умела плавать, а для такого фильма это умение было просто необходимо. Девушка упорно трудилась и в результате не только научилась отлично плавать, но и выполняла все опасные трюки, в том числе с прыжками в воду.

Надо ли говорить, что к концу школы вопрос с выбором профессии был для Анастасии Вертинской решен. Еще за год до поступления в театральный вуз она вошла в труппу Московского театра имени Пушкина и много гастролировала по стране. В результате она отстала в учебе и при поступлении в ВУЗ не сдала экзамены с первой попытки. Это чуть не положило конец ее планам, но педагоги уже видели младшую Вертинскую в кино и знали, на что способна юная абитуриентка. Поэтому ей в качестве исключения разрешили пересдать экзамены. В 1963 году Анастасия Вертинская была принята в Высшее театральное училище имени Щукина.

Студенткой Анастасия Вертинская стала гораздо строже и требовательнее относиться к себе и своей работе. В зрелом возрасте она весьма прохладно отзывалась о своих кинодебютах. Она говорила, что ее первые роли были сродни детским фотографиям: умилительно, но нелепо. Своей первой серьезной ролью Анастасия Вертинская считает Офелию в фильме «Гамлет» 1964 года, которую она сыграла в 19 лет.

Офелия и Безымянная звезда

Такие роли, как Офелия – великий подарок судьбы, который достается далеко не всем актрисам. Этот фильм Григория Козинцева, взявший приз на Венецианском кинофестивале, сделал Вертинскую звездой мирового масштаба. Хотя критики и нашли ее Офелию холодной и безжизненной, они все же сошлись во мнении, что ее экранный образ полон достоинства, королевского аристократизма и глубокого трагизма.

Природный аристократизм Анастасии Вертинской не раз приносил ей исключительные роли, о которых другие актрисы не смели и мечтать. Она снялась в экранизациях многих произведений мировой классической литературы. Вслед за Офелией была роль Лизы Болконской в киноэпопее «Война и мир», потом – роль Кити в «Анне Карениной».

В 70-х годах работа в театре стала занимать у Анастасии Вертинской больше времени, чем съемки в кино. Она работала сначала в театре имени Вахтангова, потом в «Современнике» и во МХАТе, сыграв на сценах этих театров целую серию главных ролей в спектаклях по произведениям мировой классики.

Но и сниматься она тоже не переставала. На счету Анастасии Вертинской съемки в десятках советских художественных фильмов, из которых сама актриса особенно любит роль Моны в популярном телевизионном фильме «Безымянная звезда». Лирика и драматизм тесно сплелись в этой ленте, сохранив тем не менее место и для тонкой комедийной нотки. По словам Вертинской, особенность этой картины для нее состояла в том, что режиссер не навязывал актерам образы персонажей, а дал им максимальную свободу. К тому же в этот момент она была влюблена в партнера по картине  –великолепного Михаила Козакова. Может быть, поэтому ее Мона так глубока и так переполнена чувствами и мечтами.

Оксфорд, Париж, Москва

На пике своего успеха Анастасия Вертинская вдруг прервала свою актерскую карьеру. Знакомые и близкие были просто в шоке от этого решения! Но, по ее словам, на то было множество причин. А больше всего она нуждалась в свободе и в том, чтобы не стоять на месте. В целом актриса не сожалеет, что оставила свою звездную карьеру.

«Если бы я не "катапультировалась" из стен театра, то просто не состоялась бы как личность, – сказала она в одном из интервью. – Зачем влачить убогое существование: сидеть в театре и рыдать, что не дают ролей? Нужно все время поворачиваться спиной к невыгодной мизансцене».

В 1989 году Анастасии Вертинской предложили преподавать актерское мастерство в Оксфордском университете. Следующие 12 лет она проработала за рубежом. Правда, были и перерывы. Она все же принимала участие в отдельных кинопроектах. Так, в 90-х Анастасия Вертинская воплотила первый экранный образ булгаковской Маргариты. Впрочем, этот фильм российским зрителям почти неизвестен: из-за споров по поводу авторского права он пролежал на полках целое десятилетие и был показан тогда, когда его время уже прошло. А ведь Анастасии Вертинской потребовался для этой работы настоящий героизм! Она выполняла все опасные трюки сама, без дублеров. И даже сцена полета в ночном небе над Москвой не стала исключением.

После Оксфорда Вертинская долгое время работала в Париже: вела вместе с Александром Калягиным мастер-класс в «Комеди Франсэз» и «Чеховской школе». Также она преподавала в швейцарской «Школе европейского кино». Все это время она вспоминает как невероятно интересное, но непростое. Долго находясь вдали от Родины, Вертинская начинала чувствовать себя плохо. Правда, все ее болезни, по ее собственным словам, мгновенно проходили, когда самолет садился в Москве. А точнее – в тот самый миг, когда такси, везущее ее из аэропорта, сворачивало на МКАД.

В настоящее время Анастасия Вертинская много времени и сил уделяет увековечению наследия своего отца. В какой-то момент в СМИ прошли слухи, что она занялась ресторанным бизнесом. Но это не совсем так. Ресторанным бизнесом занимался ее сын Степан Михалков, родившийся в 1966 году в недолгом браке с известным режиссером, а тогда еще начинающим актером Никитой Михалковым.

Степан рассказывал, что, когда у Анастасии Вертинской возник некий вакуум в ее работе, то он попросил ее разработать меню для одного из своих ресторанов. А поскольку Анастасия Вертинская всегда хорошо готовила и очень творчески относилась к этому своему хобби, она с азартом взялась за дело и на каком-то этапе фактически стала бренд-шефом нескольких его ресторанов.

Но и этот этап давно пройден. «Я сконцентрировалась на своей семье и наследии отца», – говорит Анастасия Вертинская. Сейчас у актрисы есть уже не только внуки, но появился и первый правнук. Она не очень любит бывать на публике и предпочитает, чтобы о ней говорили не как о звезде экрана, а как о представителе русской интеллигенции.

Татьяна Рублева

Категория: Некрот в ЛНР |
Всего комментариев: 0
avatar