00:01 Сверхзвуковой Ту-144 поднялся в небо 50 лет назад |
31 декабря 1968 года состоялся первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Мировая гонка за гражданский сверхзвук развернулась в 1960-х, когда считалось, что буквально через десятилетие пассажирские сверхзвуковые самолёты вытеснят своих предшественников и составят основу гражданской авиации. Однако из множества проектов, имевшихся в разных странах, до практической части реализации были доведены лишь два: англо-французский «Конкорд» и советский Ту-144, который выпускался Воронежским авиационным заводом (с 1993 года — ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество» (ВАСО). — BLOGMKP.RU) Впервые в небо уникальный авиалайнер с подмосковного аэропорта в Жуковском поднял экипаж в составе заслуженного лётчика-испытателя Эдуарда Еляна, второго пилота — Героя Советского Союза Михаила Козлова, ведущего инженера-испытателя Владимира Бендерова и бортинженера Юрия Селивёрстова. (Впоследствии Э.В. Елян тоже стал Героем Советского Союза, а М.В. Козлов — заслуженным лётчиком-испытателем. — BLOGMKP.RU)
Летом 1973-го самолёт отправили на авиасалон в Ле-Бурже, где ему впервые предстояло наглядное сравнение с «Конкордом». Экипаж, представлявший Ту-144, возглавлял сорокачетырёхлетний полковник Михаил Козлов, на тот момент начальник лётной службы ОКБ Туполева. Вторым пилотом был тридцатитрёхлетний Валерий Молчанов. О работе испытателя он мечтал с юности и добился своей цели: с 1969 года работал в ОКБ Туполева, принимал участие в испытаниях Ту-154, Ту-128М, Ту-134, Ту-144, пишет «Парламентская газета». Читайте также: «Летают только красивые самолеты». Внук Туполева о знаменитом авиаконструкторе — ТАСС Никто не сомневался в высокой квалификации пилотов, это показали и демонстрационные полёты 2 июня 1973 года, когда красавец Ту-144 вызывал восхищение у зрителей. Увы, на следующий день, 3 июня, во время показательного полёта под Парижем Ту-144 разбился на глазах трёхсот тысяч зрителей. В результате аварии погибли не только экипаж и специалисты находившиеся на борту (всего шесть человек, среди них еще один участник первого полёта В.Н. Бендеров), но и люди, находившиеся на земле (восемь человек). Точные причины авиакатастрофы остаются неизвестными до сих пор. Катастрофа в Ле-Бурже не поставила крест на судьбе Ту-144. 26 декабря 1975 года свой первый рабочий рейс самолёт совершил на маршруте Москва — Алма-Ата, перевозя почту, а с ноября 1977 года на том же направлении начались и пассажирские перевозки. Билет на лайнер стоил 68 рублей, тогда как на обычный дозвуковой самолёт билет в Алма-Ату стоил 48 рублей. К сожалению, карьера Ту-144 оказалась недолгой: 23 мая 1978 года произошло второе крушение и от пассажирских полётов вынуждены были отказаться. Впоследствии Ту-144 использовался только для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. «Конкорд» же продолжал возить пассажиров ещё около 25 лет, однако так и не стал массовым явлением. Значительный расход топлива и дороговизна билетов ограничили его использование, и его судьба повторила судьбу Ту-144. 25 июля 2000 года самолёт разбился при вылете из парижского аэропорта Шарль-де-Голль. Погибли все 109 человек, которые находились на борту лайнера, а также 4 человека на земле. Полёты «Конкордов» возобновили через полтора года, но почти сразу было принято решение о выводе самолётов из эксплуатации. |
Категория: Некрот в ЛНР | |
Всего комментариев: 0 | |