[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2017 » Ноябрь » 17 » Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон
18:04
Русская голгофа: Всероссийский Патриарх Тихон

Патриарх Тихон

18 ноября (5 ноября по старому стилю) 2017 — 100-летие избрания на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Первого предстоятеля Русской Православной Церкви в новейшей истории, избранного после принятия Поместным Собором 1917-1918 решения о восстановлении патриаршества на Руси.

В Блоге Мужчины, который пишет статья о свт. Тихоне публикуется накануне празднования дня его памяти.

Друзья-провидцы

Будущий Патриарх всея Руси Василий Иванович Белавин родился 19 января 1865 года в Клину Псковской губернии в семье потомственного священника. С детства он был добродушным, кротким и богобоязненным.

В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «Архиереем», — говорит нам житие свт. Тихона.

Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — «Патриарх», полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году, закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха.

«Гуд бай, Америка»

В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря. Народ силой пытался удержать отъезжающего владыку, сняв поездную обслугу, а многие и просто легли на полотно железной дороги, не давая возможности увезти от них драгоценную жемчужину — православного архиерея. И только сердечное обращение самого владыки успокоило народ.

И такие проводы окружали святителя всю его жизнь. Плакала православная Америка, где и поныне его именуют Апостолом Православия, где он в течение семи лет мудро руководил паствой: преодолевая тысячи миль, посещал труднодоступные и отдаленные приходы, помогал обустраивать их духовную жизнь, возводил новые храмы, среди которых — величественный Свято-Никольский собор в Нью-Йорке. Его паства в Америке возросла до четырехсот тысяч: русские и сербы, греки и арабы, обращенные из униатства словаки и русины, коренные жители — креолы, индейцы, алеуты и эскимосы.

Нью-Йорк православный собор

Собор в Нью-Йорке

А на родине в это время началась и бесславно закончилась русско-японская война, гремят взрывы терактов, полыхает Первая революция. Владыка Тихон писал в ноябре 1905 года из Нью-Йорка:

«Кажется, все правящие потеряли голову. Бог знает, к чему это все приведет. Ужели Господь до конца прогневался на нас?»

Владыка Тихон возвращается в Россию, служит в Ярославской епархии, а с начала Первой Мировой войны — в Литве. Он все время в дороге — пишет tatmitropolia.ru — освящает лазареты, обходит тяжелораненых, исповедует и причащает войска на передовой, отпевает убитых. Храмы, где он служит, всегда переполнены, а под благословение к владыке хотят попасть и католики, и староверы...

Ленин смотрел и записывал

Наступает 1917 год. Февральские события, отречение царя, Временное правительство, толпы пьяных дезертиров на улицах, митинги... В Церкви, как и во всем государстве, разлад. Новый обер-прокурор Синода В.Н. Львов объявил свою персону «центром религиозного и общественного движения», провозгласил, что демократия и социализм ничем не отличаются от христианства, и издал распоряжение следить за архиереями и доносить ему об их настроениях. Шесть архиепископов, и среди них Тихон, выступили с заявлением о несогласии с такой политикой. В отместку Львов сам подобрал новый состав Святейшего синода из толерантных иерархов. Его детище — газета «Московский церковный голос», где заправлял «прославившийся» позже протоиерей А.И. Введенский, стала рупором «обновленцев». Прозванные «обнагленцами», они призывали зачеркнуть прошлое Русской Православной Церкви, снять священникам рясы, проклясть «царизм»... Устав от безвластия и отвергнув ставленников Львова, 21 июня 1917 года Москва сама избрала себе архиепископа — Тихона.

Незадолго до своей кончины святой Иоанн Кронштадтский в одной из бесед со святителем Тихоном сказал ему: «Теперь, Владыко, садитесь Вы на мое место, а я пойду отдохну». Спустя несколько лет пророчество старца сбылось. В России было смутное время, и на открывшемся 15 августа 1917 года Соборе Русской Православной Церкви был поднят вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. Мнение народа на нем выразили крестьяне:

«У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Поместный Собор 1917 1918

Пока соборяне долго и жарко спорили о возрождении патриаршества, за окнами всё чаще раздавалась ружейная, а затем и орудийная стрельба — большевики захватывали Первопрестольную. В итоге голосованием были намечены три кандидатуры популярных архиепископов. Когда в Кремле уже сидели комиссары, в храме Христа Спасителя состоялась процедура «Божиего выбора» — жребия, по которому Патриархом выпало быть Тихону...

На первый советский первомай, прозванный в Москве «иудиной пасхой», когда редкие колонны демонстрантов шли мимо Никольских ворот Кремля, красное полотнище, заслонявшее икону Николая Чудотворца на воротах, вдруг само собой порвалось и из-под него засиял старинный образ. Некоторые красноармейцы снимали шапки и крестились... 9 мая в день праздника Николая Чудотворца по требованию народа из всех московских церквей был совершен крестный ход к Никольским воротам. Всего собралось около 400 тысяч человек. Накануне многие его участники причащались и готовились к смерти. ЧК в расклеенных объявлениях обещала «стереть с лица земли» всех, кто будет выступать «с речами и действиями против Советской власти». Но вместо речей — пение кающихся, вместо оружия — крестное знамение. Сам Ленин в окружении китайцев-часовых смотрел с Кремлевской стены на запруженную площадь, быстро и деловито записывая что-то в блокнот...

Анафемствовал красных — не благословил и белых

За несколько месяцев до этого Патриарх Тихон написал в своем послании с анафемой большевикам:

«...Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское...»

При этом Святейший обращался к своей пастве:

«Чадца мои! Пусть слабостью кажется иным эта святая незлобливость Церкви, эти призывы наши к терпеливому перенесению антихристианской вражды и злобы, но мы умоляем вас, не отходить от этой единственно спасительной настроенности христианина на путь восхищения мирской силы или мщения...»

В церквах по всей России читается послание Патриарха Тихона с анафематствованием большевиков-безбожников. В это же время к нему приезжают посланцы от Деникина с просьбой благословить белых. Не благословляет:

«Большевики — наказание и испытание России. Мечом их не победите — только кровь русскую напрасно прольете».

Вскоре появляются первые новомученики: зверски умерщвленные священники, митрополиты, епископы. Патриарх пишет в Совнарком обличительные письма, пытается усовестить, одновременно подчеркивая, что не дело Церкви свергать попущенную Богом власть, отводит обвинения в «контрреволюционном заговоре» духовенства.

Он горел в огне духовной муки ежечасно и терзался вопросами: «Доколе можно уступать безбожной власти?» Где грань, когда благо Церкви он обязан поставить выше благополучия своего народа, выше человеческой жизни, притом не своей, но жизни верных ему православных чад? О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов на гибель ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», — говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Как слезно плачет новый Патриарх пред Господом за свой народ, Церковь Божию: «Господи, сыны Российские оставили Завет Твой, разрушили жертвенники Твои, стреляли по храмовым и Кремлевским святыням, избивали священников Твоих...» Он призывает русских людей очистить сердца покаянием и молитвой, воскресить «в годину Великого посещения Божия в нынешнем подвиге православного русского народа светлые незабвенные дела благочестивых предков». Для подъема в народе религиозного чувства, по его благословению устраивались грандиозные крестные ходы, в которых неизменно принимал участие Святейший. Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству.

Почему не состоялся суд над святителем?

Патриарх Тихон фото

Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922 года по июнь 1923 года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом, указано в житие.

В 1922 году, отмечает tatmitropolia.ru, когда начались процессы над ЦК партии эссеров, была осуществлена высылка за границу наиболее крупных представителей интеллигенции. В Церкви советское государство также видело серьезного идеологического противника, поэтому неудивительно, что Русская Церковь также подверглась репрессиям. Известно, что большую роль в деле Патриарха Тихона сыграл Троцкий. Большевистское руководство заняло жесткую позицию в отношении непреклонного святителя Тихона и его сторонников и готовило показательный процесс над ним с целью запугать всех непокорных.

В начале 1923 года были проведены своего рода пробные репетиции этого процесса. В частности, состоялся суд над римско-католическим духовенством России. Все ожидали, что вскоре последует аналогичные действия властей и в отношении Патриарха Тихона.

Но тем не менее, неожиданно для всех, 27 июня 1923 года Святейший был освобожден. Закончилось более чем годовое пребывание Патриарха Тихона под арестом, заточение его во внутренней тюрьме ГПУ, и он был переведен вновь в Донской монастырь.

Что касается снятия обвинения с Патриарха Тихона и закрытия его дела, то, конечно, здесь можно говорить о явном Промысле Божием. Но при этом следует указать и на ряд важных внутри- и внешнеполитических причин, которые обусловили освобождение Святителя. В марте 1923 года главный вдохновитель всей антицерковной кампании — Ленин — был окончательно парализован, потерял дар речи и в последующее время уже никак не мог проявлять свою волю и вмешиваться в ход этого дела. Как только Ленин отошел от дел, исполнитель кампании, Троцкий, был оттеснен от власти в партии триумвиратом Зиновьева — Каменева — Сталина, которые имели свой взгляд на ситуацию.

Предел уступок советской власти лежал за гранью верности Христу

На время утихнут «расстрельные» процессы над священнослужителями, многих выпустят из тюрем. Святитель Тихон чуть было не согласится перейти в церковной жизни на новый стиль календаря, как хочет Совнарком, но категорически откажется называться «Патриархом всего СССР». В дальнейшем он с горечью убедится, что предел уступок, требуемых советской властью, лежит за гранью верности Христу. «Не слишком ли я уступил?» — спрашивал он сам себя. На него будут охотиться, попытаются разбить голову дубинкой, ткнут ножом в бок при выходе из храма, по ошибке вместо него застрелят его любимого секретаря и келейника Якова Полозова...

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта ст.ст. 1925 года он совершил последнюю Божественную литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

В 23 часа 45 минут 7 апреля 1925 года Святейший Патриарх спросил: «Который час?» Получив ответ, сказал: «Ну, слава Богу». Потом трижды повторив: «Слава Тебе, Господи!» и перекрестившись два раза, тихо отошел ко Господу, уточняет tatmitropolia.ru.

«Не будьте побеждены злом»

Патриарх Тихон икона

«Патриарх в узах во главе России, в узах стал светом мира. Никогда от начала истории Русская Церковь не была столь возвышена в своей главе, как она была возвышена в эти прискорбные дни испытаний, и во всем христианском мире нет имени, которое повторялось бы с таким уважением, как имя главы Русской Церкви»
протоиерей Сергий Булгаков

Прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, произошло на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 9 октября ст.ст. 1989 года, в день преставления Апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысл Божий. «Дети, любите друг друга! — говорит в последней проповеди Апостол Иоанн. — Это заповедь Господня, если соблюдете ее, то и довольно».

В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона:

«Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!»

Прошло 67 лет со дня кончины святителя Тихона, и Господь даровал России святые его мощи в укрепление ее на предлежащие трудные времена. Покоятся они в большом соборе Донского монастыря.

Александр Некрот
(по материалам православных интернет-ресурсов)
17 ноября 2017 г., Луганск

Категория: Некрот в ЛНР | Теги: праздники
Всего комментариев: 0
avatar