[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2020 » Декабрь » 29 » Прощай, бульвар Капуцинов! Мысли на юбилей кинематографа
23:00
Прощай, бульвар Капуцинов! Мысли на юбилей кинематографа

Прощай бульвар Капуцинов Александр Некрот

О подлинном значении и ценности «важнейшего из искусств» (согласно крылатой фразе В.И. Ленина) в день 125-летия кино рассуждает публицист, журналист, колумнист Александр Некрот.

Небо Москвы и Аркадий Райкин

Первые художественные фильмы, которые мне довелось посмотреть в дошкольном возрасте по черно-белому родительскому телевизору «Горизонт» — «Три толстяка» (1966 год, режиссеры Алексей Баталов и Иосиф Шапиро) и «Волшебная сила» (1970, реж. Наум Бирман). Сказать, что меня сразу пленил дивный мир киноэкрана, не могу. К тому же много чего из увиденного тогда просто-напросто не понял. Впрочем, гений Аркадия Райкина, снявшегося в 3-й части «Волшебной силы», оценил!

Когда в 1981 году пошел в первый класс, учительница повела в клуб на военный фильм «Небо Москвы» (1944, реж. Юлий Райзман). Запомнилось, как во время падения первого сбитого вражеского самолета зал взорвался радостным детским смехом.

В тот момент я единственный из всего коллектива не смеялся. Болел за наших, был доволен победой советского летчика-истребителя над немецким — но не смеялся. Героическое — видел, а вот комического, как в фильме с Райкиным — нет.

Сколько же потом сотен... или тысяч раз, когда весь класс смеялся, мне приходилось плакать. У класса, видите ли, было любимое развлечение — сделать мне больно, довести до слез и хохотать над моей болью...

Чуть не написал «...но это к теме не относится». Ничего подобного — еще как относится.

Это про них... да не про тех, или Кино учит — одни двойки

Вспомнилась публикация на Правмире о том, как травили всем классом девочку Люду (Над ней смеялись, а в портфель кидали мусор), но в один прекрасный день класс посмотрел «Чучело» (1983, реж. Ролан Быков).

«После фильма семиклассники плакали почти все, даже некоторые мальчишки. Они долго не расходились и говорили о том, что все это — про них», — конец цитаты. После этого жертву травли больше никто не обижал, ей принесли куртку взамен украденной и попросили прощения.

А мораль статьи — где новые фильмы для детей, почему в России фактически уничтожено детское кино?

При всем наличии гиперссылки выше, не обойтись без цитирования концовки статьи о «Чучеле»:

«Я хочу спросить у этих людей, почему наших детей и внуков лишили волшебного мира, который, как никто другой, умеет научить главному. Я хочу спросить у них, сколько в рублях стоит наличие этого мира.

А еще я хочу спросить у них, какое кино и где они показывают своим детям и внукам. И чему это кино учит…

Девочке Люде из того седьмого класса сейчас 45 лет. Она назвала дочь Леной, в честь героини Кристины Орбакайте. Люда учит детей литературе. И каждому своему классу она показывает «Чучело» Ролана Быкова. Жаль, что в классе, через мультимедийный проектор. Волшебство немного не то…»

Заметьте: уважаемая Автор рассказала правдивую и трогательную историю о том, как кино научило один (!) класс. Означает ли сие, что кино чему-то учит (либо учило в советские времена) ВСЕХ детей / подростков? Вот прям БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ?

«В капле воды отражается мир»? Как же, наслышан.

Но ведь капля капле рознь. Бывает капля воды родниковой, или артезианской, или из горного озера — и бывает капля воды из болота, или из грязной лужи, или из помойной ямы.

Кино учит детей разумному, доброму и даже вечному, только если:

  • примерно тому же учат (пытаются учить) родители;
  • дети восприимчивы к благотворному влиянию искусства;
  • воспитать в учениках человечность реально стараются учителя.

Если же родители заняты чем угодно кроме собственных чад, дети не развитые как умственно, так и эмоционально, а педагоги такие же людишки, как горе-родители — никакое кино не поможет.

Мои одноклассники тоже смотрели «Чучело». А меня травить не перестали. Не поняли, что это про них, представьте себе.

Был бы я единственной жертвой школьной травли — не стал бы даже упоминать об этом. Тем более одноклассников простил, и педагогов, не препятствовавших насилию — тоже. Но я далеко не единственная жертва издевательств, которая осталась таковой и после выхода в прокат «Чучела», и после показа этого фильма по Центральному телевидению. Если 0,1% коллективов прекратил травлю благодаря этому фильму — уже слава богу, но даже в такой эффект верится слабо.

Деньги на ветер, или Такова се ля ви

Собственно, я уже дал ответ, почему государство не вкладывает деньги в «волшебный мир», который «учил бы детей главному». Потому что кино не способно научить тех, кого не научили родители и учителя. А если так, нужно ли оно? Или немножко не так — необходимо ли?

Вы не подумайте, благословенные читатели, мне как гражданину тоже не очень нравится современное российское кино.

Уже в студенческие годы, спустя немало лет после просмотра фильма «Чучело», я прочитал одноименную повесть Владимира Железникова, по которой снята кинолента — и остался доволен соответствием сценария тексту литературного произведения.

В детстве я воспринимал экранизации литературных шедевров совсем иначе. Смотрел старый советский фильм «Дети капитана Гранта» (1936, реж. Владимир Вайншток), потом новый — семисерийный «В поисках капитана Гранта» (1985, реж. Станислав Говорухин), потом старую экранизацию «Таинственного острова» (1941, реж. Эдуард Пенцлин), потом «Капитана "Пилигрима"» по «Пятнадцатилетнему капитану» (1986, реж. Андрей Праченко) и поражался — в книгах Жюля Верна всё по-другому, как же могли сценаристы настолько переврать классика?!

К чему веду. Знал бы, до чего бессовестно в 2010-е годы, после распада СССР, переврут написанную в советские годы «Молодую гвардию» — то, согласно завету гайдаевского верзилы из первой части «Операции Ы», отнесся бы к людЯм, которые так поступали с наследием Жюля Верна, помягше и на вопросы смотрел ширше.

По-настоящему испохабливать классику начали в нынешние времена. И снимать фильмы о войне, которые воспринимаются как сознательное вредительство, призванное принизить значение Великой Победы, обгадить подвиг народа, разбившего нацизм, спасшего мир от коричневой чумы — как та же «Молодая гвардия» (2015, реж. Леонид Пляскин). И делать фильмы о знаменитостях, не выдерживающие критики — свежий пример «Цой» (2020, реж. Алексей Учитель).

И при этом практически всё плохое кино снимается за бюджетные средства! Причем немалые! Это же в лучшем случае деньги на ветер, а в худшем — на создание лживой картины мира!

А вот при СССР...

А что при СССР? Кино было только правдивое? На все 100% высокохудожественное? Без киноляпов? Ну да, как же!

Не спорю, планка поднималась выше. Но тогда социалистическое государство, руководствуясь заветом Ильича «Из всех искусств важнейшим для нас является кино» (насколько подлинна эта фраза — другой вопрос), действительно пыталось воспитывать народ с помощью кинематографа, пропагандировать ценности, считавшиеся настоящими, клеймить несознательных индивидов, якобы мешающих идти семимильными шагами к коммунизму... и да, верующих — в том числе...

Сейчас времена другие — вот и кино, соответственно, другое.

Не было у Алексея Учителя стимулов снять более качественный фильм о Викторе Цое — вот и сделал третьесортный.

Та же история с многосерийной «Молодой гвардией» 2015 года выпуска. Современные «художники» так видят — и не способны увидеть иначе. Им не вставишь глаза и сердце великого Сергея Герасимова, впервые экранизировавшего Фадеева в 1948 году по собственноручно написанному сценарию.

Как выразился Геша Козодоев из «Бриллиантовой руки» (1968, реж. Леонид Гайдай): «Такова се ля ви, как говорят у них!».

А Советский Союз не вернуть, и всё, что могут делать ностальгирующие по тем временам — забывшие о плохом и помнящие почему-то лишь хорошее, как в «Джентльменах удачи» (1971, реж. Александр Серый), «Тут помню, а тут не помню», — это смотреть любимое кино по телевизору, благо с этим проблем нет. И да, не как при СССР — в «ящике» всего-навсего два-три канала и кроме фильмов множество неинтересных программ...

Подытожу сказанное:

  • способность кино «научить главному» сильно преувеличена;
  • в современном детском кино нет насущной необходимости;
  • дает федеральная власть деньги на плохое кино — ну и пусть дает, ибо, как пел Высоцкий, «жираф большой — ему видней».

Разумеется, это исключительно мое субъективное мнение.

Во всяком случае, в наши дни кинематограф уж точно не способен оказывать на аудиторию столь сильное влияние, как на персонажей фильма «Человек с бульвара Капуцинов» (1987, реж. Алла Сурикова).

Между прочим, и этот киношедевр, за год проката просмотренный 60 миллионами зрителей, не обошелся без киноляпа, вкравшегося «всего-то» в название ленты. Братья Луи Жан и Огюст Луи Мари Николя Люмьер 125 лет назад, 28 декабря 1895 года провели первый коммерческий показ кино не на бульваре Капуцинов, а на бульваре Капуцинок. Именно первый коммерческий, ибо первый публичный показ, вопреки стереотипу, состоялся раньше — еще 22 марта 1895 года.

Категория: Работы Некрота | Теги: общество, Александр Некрот журналист, СССР
Всего комментариев: 0
avatar