[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2021 » Август » 19 » Преображение. Почему я должен измениться — не проще ли упасть?
21:34
Преображение. Почему я должен измениться — не проще ли упасть?

икона Преображение

В последний месяц лета мы празднуем один из самых любимых народом праздников — Преображение Господне. Священник Андрей Мизюк рассуждает, почему Господь открыл будущее Моисею и Илии и как Фаворский свет ведет каждого из нас.

Пастернак, Тарковский, яблоки, теплый, молчаливый свет по утрам, паутина в ветвях и запах воды. Август всегда ослепительно ярок и неизменно трагичен. И тут всего много. «И осень, ясная, как знаменье, к себе приковывает взоры», и щемящее, тревожное и необъяснимое ощущение внутри. Ощущение увядания, исхода, томления. Не то от жаркого лета, не то от постоянных, никуда не уходящих проблем, не то от ясной, мучающей мысли о том, что надо бы успеть что-то доделать.

А что? Что я не доделал? Что-то, наверное, очень важное, что-то главное, что-то, на что потом вообще никогда не будет времени. Но тут понимаешь, что, вообще-то, учебный год на носу и детям что-то покупать к школе пора сейчас. И это актуальнее, чем философски тонуть в бесконечном, огромном, ночном августовском небе на окраине деревни. Ни в какое другое время года оно так не великолепно.

Чудо Фаворского света

Мне кажется, что год раньше правильно заканчивался на августе. Вот откроешь служебник, заглянешь в календарь, а там — год к завершению. Не где-то в середине зимы, когда ни туда и ни сюда, а вместе с летом, вместе с увядающей полнотой жизни природы, когда понимаешь и чувствуешь в утренних запахах первые тленные ноты. Когда видишь первые медные и золотые капли рядом с деревьями в траве, когда ум понимает, что есть завершение и итог всему, а сердце и душа смотрят в далекое ночное небо и возражают: ничему конца нет. Может быть, потому событие, которое исторически никакого отношения к месяцу августу не имело, так органично пришло в наш церковный календарь именно в это время? 

Дело в том, что Господь преображается на Фаворе тоже незадолго до Своей последней, земной Пасхи, именно о Своем исходе Он говорит с Моисеем и Илией.

«И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:29-31).

Но зачем и для чего Он делает это, почему Он открывает завесу будущего Своим ученикам? Одно из толкований этого события объясняет случившееся как явление ученикам истинного смысла прихода Мессии на землю, Его воплощение и Рождество, проповедь на земле, а самое главное, Его грядущие унижения, страдания и смерть. Он открывает им Себя в истинном Своем виде, преображается, чтобы в дни скорби и мучений Его их не оставила вера, а самое важное, чтобы они узнали, что не земная власть и слава являются Победой Христа, но торжество Славы Божьей над смертью, грехом и адом.

«И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса. Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых» (Мк. 9: 7-10). Сомнения, страх и печаль коснутся в те дни сердца учеников, но не смогут стереть того, что явлено им было на Фаворе.

На иконах праздника Спаситель обычно предстает в ореоле «Фаворского света» — сияния, явившегося апостолам. Слева и справа от Него — Илия и Моисей. Моисей держит в руках «Скрижали Завета» — каменные доски с десятью важнейшими законами. У их ног — апостолы, павшие на лица и прикрывающие их руками от нестерпимого света, устремляющегося к ним в виде изломанных лучей.

И это еще одно послание всем нам. Мы сами должны преобразиться и измениться, чтобы Христос открылся нам в Своей неземной Славе.

И дело в том, что встреча со Спасителем в сиянии Его Царства неизбежна ни для кого из нас, но сможем, будем ли мы способны встретить Его Таким? А смогли ли ученики? Там, на Фаворе Спаситель не только открывает им правду, но и делает это по закону Завета, при двух свидетелях, и еще каких свидетелях! Моисей и Илия приходят свидетельствовать о том, чему надлежит свершиться и чего они, как и многие поколения людей, ожидали всей душой.

«Почему я должен измениться?»

Жизнь во Христе — это восхождение. Иногда по ступеням очень непростым и часто без перил. Вот, я знаю, что Он есть в моей жизни, но часто ли я свое желание, свои дела и свою волю пытаюсь соединить с Его любовью ко мне? Почему так важно увидеть себя в сиянии Его славы? Может, это тот самый единственный «рентген», который поможет мне узнать историю своей болезни? Почему требуются метаморфозы меня самого, почему я должен измениться? Не проще ли упасть и сказать, что, вот, Господи, я упал и вывихнул ногу, давай дальше Ты Сам, а?

Но нет, не проще. Потому что это самое ложное представление о том, для чего Христос пришел к нам. А пришел Он для того, чтобы помочь нам восстать от своего ветхого человека, пришел для того, чтобы не ВМЕСТО нас пройти, взяв всех в охапку, но нам ВМЕСТЕ с Ним вернуться к Свету и Началу, к Вечности, в которой Он нас задумал, к Славе, к которой Он нас возвращает. К Царству, в которое мы войдем по своей воле и в свободе, которую Он нам дал изначально, ни разу не нарушив ее.

Мы растем и изменяемся, мы очищаемся от драконьей чешуи греха, мы возвращаемся к Началу, а Он — тот Свет, на который мы идем, поднимая лица.

Постепенно, не сразу, но идем. Изменяясь и преображаясь.

Два непростых года. Два Преображения, которые мы встречаем в новой для нас жизни, в новых условиях. И к этой жизни, и к этим условиям много вопросов. Но еще больше вопросов к себе. Чем и кем я стал в этих условиях? Господь и Свет Его неизменны. Но что я в этом повороте жизни? Стал ли Он мне ближе или я почувствовал, что Он отдалился, посылая нам кары во вразумление? Какие выводы я сделаю и что будет дальше?

***

Иногда бывает так, что, соборуя и причащая людей в палате ковидгоспиталя, я чувствую страх, который перерастает в удушье. И хочется сорвать эти респираторы или уйти из «зоны» отдышаться и вернуться назад. Я стараюсь перестать читать вслух и послушать свое дыхание. Вторит ли оно словам Таинства? И когда сердце перестает биться учащенно, я понимаю, что в этот момент Бог посетил его. Тихо, незаметно.

Нет, я не способен увидеть Его сейчас таким, каким увидели Его апостолы в Фаворском свете. Но в этот самый момент я чувствую, что каждый вдох и выдох — это еще одна ступенька по дороге к Нему. Он ведет меня под локоть. Тихо и незаметно.

И этот Свет откроется каждому в свое время. Он не перестает сиять, он есть, и Господь, как чуткий и заботливый врач, готовит наши сердца к прозрению и возможности увидеть Его и стать Его частью.

Священник Андрей Мизюк
Источник

Категория: Некрот в России | Теги: праздники
Всего комментариев: 0
avatar