10:23 Многоликий вы наш. К 85-летию Василия Ливанова |
Василий Ливанов многообразен и многолик: знаменитый Холмс — лишь небольшая, хотя чрезвычайно важная часть его творческой биографии. В день 85-летия Василия Борисовича самое время вспомнить про то, как же много он сделал. О его ролях, голосе, дружбе и книгах рассказывает Павел Сурков в материале РИА Новости. Холмс. Шерлок ХолмсОн действительно невероятно похож на Холмса. Вот только не на Шерлока, а на его старшего брата Майкрофта — во всяком случае, умеет сохранять поразительную молчаливость, дистанцироваться от сплетен и слухов современного шоу-бизнеса, но при этом бесспорно и безусловно присутствовать в культурном поле. Ему невероятно тесно в одном амплуа. Хотя, если разобраться, то всего, что он сделал в кинематографе, хватило бы не на одну актерскую судьбу. Да, на первом месте тут знаменитый сыщик из серии фильмов Игоря Масленникова: стопроцентное и актерское, и режиссерское попадание во всемирно узнаваемый образ. Что и неудивительно — режиссер тщательно проанализировал все существовавшие до этого экранизации рассказов Конан Дойла, но в итоге выбрал абсолютно работающую формулу. Иcточником вдохновения послужили знаменитые рисунки Сидни Пэджета, первого иллюстратора рассказов о Холмсе.
Впрочем, вторым безусловным рецептом успеха стал фантастический тандем Ливанов — Соломин: пожалуй, впервые за долгие годы доктор Ватсон стал не просто тенью главного героя, а превратился в полноценного — и невероятно обаятельного! — персонажа. Между Ливановым и Соломиным сложилась крепкая мужская дружба, которая продолжалась вплоть до смерти Соломина. Холмс и Ватсон были неразлучны — не зря напротив британского консульства в Москве установлен памятник знаменитому сыщику и его верному другу. Народный артист России Василий Ливанов во время открытия памятника Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону © РИА Новости / Сергей Пятаков Впрочем, к своему экранному Холмсу Ливанов относится с определенной долей иронии — вполне британской, кстати говоря. Он не чурался и выпуска книги воспоминаний о съемках фильма, и о возвращении к образу Холмса — что в мультиках (особенно хорош его эпизодический пес-сыщик из великолепного бурлеска «Пес в сапогах»), что в радиопостановках и даже в компьютерных играх! Кстати, у Масленникова была идея после заключительной серии о Холмсе — «Двадцатый век начинается» — снять еще одну, причем основанную далеко не на рассказах Конан Дойла. Холмс и Ватсон должны были оказаться в России начала ХХ века, где им предстояло расследовать разнообразные «эксы» — грабежи и теракты, устраиваемые русскими революционерами. В наметках сценария была даже история о том, как Холмс пытается поймать Сталина, устраивавшего налеты на банки в Тбилиси. Но советский телесериал так и остался одной из самых ярких и, по большому счету, весьма бережных и любовно сделанных классических экранизаций. Царь, Карлсон, пес, удав и Дон КихотНо не Холмсом единым наполнена кинокарьера Ливанова: тут есть и совершенно блестящий Николай I из «Звезды пленительного счастья» Владимира Мотыля, и профессор Стравинский из «Мастера и Маргариты», и великолепный дуэт с собственным отцом — легендарным Борисом Ливановым — в «Слепом музыканте», экранизации повести Владимира Короленко. Одной из самых важных своих киноработ Ливанов считает Дон Кихота в собственном фильме «Дон Кихот возвращается» — работу выстраданную, выношенную, выверенную, но, увы, пришедшуюся на конец 90-х — не самое лучшее время для отечественного кинематографа.
Режиссер и сценарист Ливанов — еще одна сторона его творческой натуры, ничуть не менее значительная. Тут и придуманные им вместе с Юрием Энтиным и композитором Геннадием Гладковым «Бременские музыканты», и мультипликационная экранизация «Синей птицы» Метерлинка, и один из самых трогательных и завораживающих советских мультфильмов — «Паучок Ананси и волшебная палочка». А скольким персонажам он подарил свой незабываемый тембр! Тут и Карлсон, и великолепный Черный Кот из серии мультфильмов о Котенке по имени Гав, и мудрый Удав, и наивный Дядюшка Ау, и, конечно же, обожаемый всеми крокодил Гена. И каждая из этих, казалось бы, простых и понятных работ несет на себе все тот же отпечаток большого мастерства, согласуясь с принципом «для детей надо работать так же, как и для взрослых, только лучше». Мастер точной мыслиВасилий Борисович еще и писатель: несколько раз издавались его собрания сочинений, и это не просто «актерская проза», а большая и качественная литература. Острая, а порой откровенно трогательная. Повесть «Мой любимый клоун» — отличный образец глубокого житейского повествования, вместе с тем демонстрирующего и мудрость автора, и зрелость его стиля, и умение великолепно выстраивать историю: точную, понятную, по-кинематографически логичную и емкую по сути. Народный артист РСФСР Василий Ливанов на презентации книги, посвященной своему 70-летию © РИА Новости / Александр Яковлев
Год назад вышла его очередная киноработа — фильм «Медный всадник России», историческая драма о судьбе скульптора Фальконе и о создании одного из самых знаменитых памятников в нашей стране. Картина символичная — как «Шерлок Холмс» зародился на «Ленфильме», так и знаменитый «Медный всадник», ставший символом киностудии, фактически оживает в новом проекте Ливанова. Орден Британской империи, награду, которую весьма редко получают иностранцы, Ливанову вручили с формулировкой «За заслуги перед театром и исполнительским искусством». Коротко, емко и точно. Абсолютно по-британски: во всяком случае, Холмс гордился бы подобной оценкой. |
Категория: Некрот в ЛНР | |
Всего комментариев: 0 | |