[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2019 » Март » 19 » Для Луганска остался «Валеркой с Китайки»: народному певцу Леонтьеву — 70 лет
00:05
Для Луганска остался «Валеркой с Китайки»: народному певцу Леонтьеву — 70 лет

Леонтьев Валерий

Куда только не забрасывала судьба этого артиста. Он жил и в огромных мегаполисах, и в маленьких провинциальных городишках. Никогда не переезжал один — всегда верной попутчицей ему была мама. Именно она, Екатерина Ивановна Леонтьева, всегда говорила о том, что нигде им с Валерой не было так хорошо и спокойно, как в тихом трудовом Луганске / Ворошиловграде.

Здесь их по-настоящему любили и уважали. А бывшие соседи и коллеги до сих пор любя называют народного артиста «Валеркой с Китайки», говорится в публикации сайта sprv.org.ua.

Скитания юности

Валерий Леонтьев родился 19 марта 1949 года в богом забытой деревеньке Усть-Уса Республики Коми. Его родители были ветеринарами-оленеводами. Отец происходил из поморов Архангельской области, а мать была уроженкой Украины. Именно украинским генетическим следом сам Леонтьев объясняет свой музыкальный талант.

Валера был поздним и желанным ребенком в семье. Его родная сестра была старше на 19 лет. Певец не раз рассказывал, что его отец очень хотел сына, но материальное положение не позволяло «рисковать» — а вдруг снова на свет появилась бы девчонка? Только уже когда сестра Майя стала совершеннолетней, родители решились на второго ребенка и не прогадали.

В 1952 году семья Леонтьевых переезжает в Воркуту. Старшая дочь выходит замуж, и родители получают возможность дарить всю свою любовь и заботу маленькому Валере. От внимательного родительского глаза не ускользает недюжинный артистический талант сынишки. В школе он начал петь в хоре, ходить в драматический кружок, заниматься танцами и рисованием.

В 1961 году отцу Леонтьева порекомендовали сменить климат. Так 12-летний Валерий и его родители оказались в крошечном городке Юрьевце, что в Ивановской области. Это было тихое место на берегах Волги. Позже звезда советского шоубиза признавалась, что Луганск, особенно старый центр, чем-то напоминает ему город детства — Юрьевец: такие же приземистые аккуратные домишки, тихие улицы, сады и прохладный речной воздух.

В школе он много раз блистал на сцене местного ДК в различных постановках. Закончив 10-летку, подросток сначала захотел уехать на Дальний Восток и стать океанологом. Правда, мечта разбилась о суровую действительность: Валерию не хватило денег на билет. Добраться до Москвы оказалось значительно дешевле, поэтому 17-летний подросток вспомнил, чему его учили в драмкружке, и направил стопы в ГИТИС. Там, как утверждает сам Леонтьев, с ним случилось обострение скромности: убоявшись конкуренции со стороны столичных франтоватых абитуриентов, он забрал документы из приёмной комиссии ещё до начала экзаменов.

Вернувшись в Юрьевец, в поисках заработка Валерий успел перепробовать множество профессий — подсобного рабочего на кирпичном заводе, оператора на молочном заводе, тесёмщика-смазчика на льнопрядильной фабрике, почтальона, электрика, портного. Позже певец будет гордиться своим трудовым прошлым и в разговорах со своими луганскими соседями не раз будет козырять тем, что не из белоручек-интеллигентов вышел.

Карьера Леонтьева не сулила ему ничего хорошего, пока в жизнь недовольного собой работяги не вмешалась его сестра Майя. Она перевезла молодого человека к себе в Воркуту, заставила поступить в филиал Ленинградского горного института и устроила лаборантом в суровое место — Научно-исследовательский институт оснований и подземных сооружений.

Однако справедливости ради стоит сказать, что работой на этот раз Валерий интересовался мало. Куда больше занимала артиста самодеятельность.

Леонтьев был задействован сразу в нескольких спектаклях воркутинского ДК, а в 1972 году дал свой первый сольный концерт, где исполнял песни из кинофильма «Пусть говорят».

В том же году Леонтьеву представился ещё один шанс поймать за хвост птицу сценического счастья. В славном городе Сыктывкаре проводился республиканский конкурс «Мы ищем таланты», победители которого могли отправиться на учёбу в Москву. Естественно, юное дарование выиграло конкурс, но московская жизнь не задалась. Уже через год Леонтьев возвратился в Сыктывкар и поступил на работу в местную филармонию, где создал ансамбль «Мечтатели».

Звёздный луганчанин

В течение следующих после создания коллектива семи лет Валерий сначала с «Мечтателями», а затем с коллективом «Эхо» гастролировал по городам и весям (преимущественно таки по весям — сёлам и деревням), постепенно пробираясь к главным концертным площадкам страны.

В 1979 году он успешно выступил на песенном конкурсе в Ялте, где завёл полезное знакомство с Давидом Тухмановым. А в 1980-м покорил легендарный конкурс «Золотой Орфей» в болгарском Сопоте, выиграв первую премию.

С тех пор певческая карьера Леонтьева шла по нарастающей. В начале 80-х партийные чиновники «отлучили» певца от телеэфира за нестандартную подачу песен, что, впрочем, сыграло ему на руку. Тогда Леонтьев зарекомендовал себя революционером на сцене: раскованные телодвижения и откровенные костюмы (которые он придумывал сам) резко контрастировали с застывшими мумиями советской эстрады. Валерий каждый год выпускал по альбому, собирал полные концертные залы.

В Луганск (тогда — Ворошиловград) Леонтьев прибыл уже как состоявшаяся звезда. Здесь, в развивающемся областном центре промышленного сердца СССР, артисту предложили хорошие условия труда и проживания. Работать всесоюзно известный исполнитель должен был в областной филармонии. Причём Валерию предоставили эксклюзивное право перейти на работу не одному, а со всем коллективом «Эхо».

Условия трудового договора певцу понравились — нужно было отработать обязательное количество концертов в Ворошиловграде, а все остальное время дозволялось посвящать гастролям и участию в разнообразных конкурсах и фестивалях.

С жилищными условиями Леонтьева тоже не обидели. Поселили артиста в более чем шикарных по тому времени апартаментах. Квартиру им с мамой дали в тогдашнем новострое, прозванном в народе «Китайская стена». По соседству с богемной семьёй обитали партийные бонзы областного уровня и герои труда — металлурги и шахтёры.

Соседи Леонтьева практически не помнят. Говорят, знаменитость не часто бывала дома — гастроли и постоянные репетиции не оставляли времени для отдыха в квартирном уюте. А вот мама звезды успела перезнакомиться со всеми жителями подъезда. Она была добродушной, позитивной женщиной, постоянно собирала у себя гостей и сама частенько навещала своих соседей. До сих пор старожилы «Китайки» вспоминают душистые пироги — коронное лакомство от Екатерины Ивановны.

Так за гастрольной рутиной Леонтьев и не заметил наступления новой эпохи в жизни Страны советов и в своей собственной творческой судьбе. В 1986-м наступила Перестройка, которая открыла Леонтьеву двери на телевидение и на московские площадки. Последние годы советской власти оказались для него самыми успешными: певец много гастролировал, создал несколько успешных концертных программ, а в 1990 году впервые отправился на гастроли в США. Всё это время он продолжал исправно давать концерты в тогда ещё Ворошиловградской филармонии.

К этому времени Леонтьев закончил свое превращение из революционера в «мастодонта» эстрады. В начале 90-х он делает дорогие шоу, записывает в Америке свой легендарный альбом «По дороге в Голливуд». Наконец, в 1996 году певец «бронзовеет» до звания Народный артист России. С тех пор, как полагает sprv.org.ua, творческая жизнь Леонтьева постепенно сходит на нет, его появления на сцене носят скорее ритуальный характер.

В 1994-м году Валерий окончательно прощается с Луганской филармонией. Это был формальный разрыв. Фактический произошёл намного раньше. С наступлением «эры свободы» певцу стало тесно в провинциальном Луганске. Окна его квартиры, выходившие на железнодорожный вокзал, словно постоянно говорили ему о том, что пора двигаться дальше — в большие города, к большим сценам. Конечно, это был трудный выбор. Разменять славные двенадцать лет, проведённых в тихом и уже ставшем родным Луганске, на суетную неизвестность. Стоит ли? Наверное, Леонтьев сказал себе, что всё-таки стоит. Жребий был брошен.

В середине 90-х Валерий Яковлевич присоединяется к лагерю Игоря Крутого, вместе они создают несколько достаточно успешных песен. Леонтьев всё больше времени проводит на своей вилле в Майами и уже почти не выпускает хитов. Зато «нулевые» в творческой биографии певца ознаменовались большим количеством наград, среди них Орден Почёта и Орден «За заслуги перед отечеством» IV степени.

Сегодня

Сегодня Леонтьев продолжает заниматься творчеством. И хотя секреты его вечной молодости уже давно разгаданы, а новых хитов давненько не слыхивали даже самые преданные фанаты, главный советский «казанова» продолжает регулярно записывать новые альбомы и клепать гастрольные программы. Как шутят про него коллеги по звёздному цеху: «Возраст уже не тот, расценки уже не те, но голос и энергия всё такие же!»

Несмотря на то, что на работу в Луганске Леонтьев приходил последний раз более 20 лет назад (если не учитывать довольно частых гастрольных туров), Валерий Яковлевич хорошо помнит те времена, когда пел свои хиты здесь, в [теперь уже бывшем] областном центре. По данным sprv.org.ua, он до сих пор поддерживает тесные отношения со многими своими луганскими друзьями. А к 70-летию филармонии даже записал поздравительное видеообращение, в котором вспомнил о каждом сотруднике, с которым ему посчастливилось потрудиться на луганской земле.

Ну а луганчане, в свою очередь, только с уважением вспоминают Леонтьева. Для них он всегда останется своим в доску парнем, «Валеркой с Китайки».

Категория: Некрот в ЛНР | Теги: Донбасс
Всего комментариев: 0
avatar