07:55 Девушка другой мечты. К юбилею Валентины Гризодубовой |
27 апреля исполняется 110 лет со дня рождения легендарной лётчицы, знаменитой харьковчанки Валентины Степановны Гризодубовой. Имя, когда-то известное каждому советскому школьнику, со временем стало забываться, как и вся давняя эпоха массового энтузиазма и свершений. Её затмил иной, исполненный ненависти взгляд на 30-е годы прошлого века, пишет журналист Константин Кеворкян на страницах издания Украина.ру. В 1936 году на экраны СССР вышел фильм классика советского кинематографа Якова Протазанова «О странностях любви». Его чрезвычайно любопытно пересматривать сегодня: легко узнаваемые крымские пейзажи, красивая молодёжь, дерзкие для того времени купальники и — массовое увлечение воздухоплаванием. Буквально через пять лет именно это поколение юношей и девушек вступит в бой с вторгшимся в их жизнь нацистским зверьём. Одной из самых известных девушек того времени была дочь харьковского дворянина и авиаконструктора-любителя Степана Васильевича Гризодубова — Валентина. Свой первый полёт девочка совершила будучи двух с половиной лет от роду на аэроплане своего отца. Октябрьскую революцию дворянин Гризодубов принял, а в 1919 году красный военачальник Клим Ворошилов назначил Степана Васильевича директором ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Позже из тех мастерских вырос знаменитый Харьковский авиазавод, в наши дни благополучно почивший после двух украинских Майданов. Дочь Гризодубова Валентина по окончании школы поступила в Харьковский технологической институт и одновременно в консерваторию, однако её истинной страстью оставалось воздухоплавание. Молодая Советская республика уделяла огромное значение развитию воздушного флота, а бурная эмансипация того времени давала советским девушкам огромные возможности для раскрытия своего потенциала. В 1934 году Валентина Гризодубова становится дипломированным пилотом. Это было десятилетие массовых рекордов, которые как бы раздвигали рамки человеческих возможностей — на небе, на земле и даже под землёй (вспомним Стаханова). Рекорды как возможность прорыва на новый уровень развития технологий являлись важной частью государственной пропаганды и имели вполне прикладное значение: ускоренное строительство промышленных объектов, освоение Северного морского пути, прокладка новых воздушных трасс и т.п.
Когда стал вопрос о подготовке беспосадочного перелёта женского экипажа на Дальний Восток, правительством была собрана команда настоящих звёзд того времени: Валентина Гризодубова (командир), Полина Осипенко (второй пилот, тоже рекордсменка), Марина Раскова (опытный штурман, соавтор нескольких рекордов). Раскова оставила любопытные «Записки штурмана» о подготовке к тому полёту, в частности, отмечала, что Гризодубова за пределами лётного поля была невероятно женственной, что весьма отличается от её привычного облика в лётном комбинезоне: «Валя жила в одной комнате с матерью, мужем и маленьким сынишкой, которого со дня рождения начали называть Соколиком, хотя имя его Валерий. Я увидела, что моя подруга не только лётчик, но и замечательная мать. Ребёнок шумел — это нисколько её не обременяло. Она с таким восторгом следила за каждым его движением, что я даже ей позавидовала». Когда Раскова знакомила Валентину с будущим вторым пилотом экипажа Полиной Осипенко, та даже засомневалась в компетентности Гризодубовой. «Когда Полина приехала в Москву, мы вместе с ней отправились к Вале. Валя сидела в своем обычном летнем платье и баловалась с Соколиком. Полина смотрела на Валю с явным недоверием. Она в это время, наверное, думала: "Не может быть, чтобы такая "комнатная" с виду женщина была способна на дальний перелёт". Действительно, Валя у себя дома ничем не напоминала Валентину Гризодубову, знаменитую советскую лётчицу. Ничто в ней не обнаруживало лётного человека. А когда мы с Валей сели за рояль и стали играть, Полина была совсем сбита с толку», — как вы помните, Гризодубова училась в Харьковской консерватории.
Беспосадочный перелёт Гризодубовой-Осипенко-Расковой для технологий того времени действительно был настоящим подвигом: 24-25 сентября 1938 года на отечественном самолёте АНТ-37 они пролетели 6450 километров за 26 часов 29 минут. За Уралом лететь пришлось, потеряв радиосвязь с землёй, машина испытывала оледенение, промахнулись по курсу и вылетели вместо Комсомольска-на-Амуре на Охотское море, топлива не хватало, пришлось экстренно приземляться, штурман Раскова десантировалась в тайгу, последовала сложная спасательная операция… В Москву девушки вернулись с триумфом, встречала их вся столица, а в ноябре 1938 года в честь них был дан большой приём в Кремле.
За перелёт харьковчанка Гризодубова первой из советских женщин получает звание Героя Советского Союза. Этим же званием награждены члены экипажа Осипенко и Раскова. Пользуясь своими связями и официальным статусом депутата, Валентина Степановна активно заступается за многих жертв репрессивной кампании, в частности за ухаживавшего за ней в юности Сергея Королёва. «Как дам ему, когда он меня за косу дёрнул, так он в угол отлетел. Рука была тяжёлая», — смеясь вспоминала Валентина Степановна знакомство с будущим отцом советской космонавтики. Заступничество знаменитой лётчицы спасло жизнь не только Сергея Павловича Королёва, но ещё многих людей. А самой-то Валентине Степановне едва исполнилось тогда 30 лет. А потом пришла война. Полковник Гризодубова командовала 101-м авиаполком Красной армии, который занимался, в числе прочего, обеспечением партизанских отрядов в глубоком тылу противника и вывозом раненых на Большую Землю. При её непосредственном участии из опасной зоны было эвакуировано более 4000 детей.
Валентина Степановна скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Сегодня в Харькове есть музей Степана и Валентины Гризодубовых, однако в свете нынешней «декоммунизации» до запланированного возведения памятника дело, похоже, так и не дойдёт. Да и какой смысл напоминать не помнящим родства о славном авиационном прошлом: сменилась не просто эпоха — изменился сам типаж человека. «Человек будущего» остался в прошлом. |
Категория: Некрот в ЛНР | |
Всего комментариев: 0 | |