12:55 «Церковный майдан» против России |
Разрыв Русской Православной Церкви с Константинопольским патриархатом вызвал объяснимый вал реакций и комментариев. Собственно «церковные» разъяснения причин и последствий вполне внятно и без нас дают представители РПЦ. Те, кто не являются теологами, но имеют представление о сверхновой истории Украины, по понятным причинам больше всего озабочены судьбой украинских верующих канонической церкви. Мы же поговорим о политическом измерении происходящего. Тем более что заварил нынешнюю кашу лично текущий президент Украины, точно никакого сана не имеющий. С учетом того, что отдельные епископы УПЦ колеблются и делают противоречивые заявления, а группировки национал-активистов ждут только сигнала к началу массовых захватов — вероятное дальнейшее развитие событий, увы, более-менее ясно.
Так что сначала, видимо, будет торг с высшими клириками канонической УПЦ в расчете повторить «успех в Ираке», где высшее командование армии атакованной страны было просто скуплено. Затем — при дисциплинированно беззаботном невнимании западных СМИ — силовой отжим непокорных монастырей и церквей, изгнание непокорившихся священников и верующих. Затем (с них станется) и какой-нибудь «демократический коалиционный Синод УПЦ», в котором будут творчески сосуществовать все перешедшие под Варфоломея религиозные организации. Украинских православных, скорее всего, ждет много дурного и страшного. Но сейчас главное — вопрос, как на происходящее будут смотреть поместные церкви планеты. Это будет иметь решающее значение, в том числе и для судьбы украинских православных.
Этот сигнал послан не только Украине, но и Сербии, Черногории, Македонии, Болгарии, Грузии, Молдавии и так далее. И России тоже.
По факту все это является дистиллированным примером именно майдана. Все «цветные революции» нулевых и десятых годов, заметим, осуществлялись не в суверенных государствах. Там уже были либо проамериканские, либо по крайней мере «многовекторные» правительства — которые, почти не встречая сопротивления, сносили сертифицированные Западом борцы за настоящую демократию и против коррупции. Сопротивление же не оказывалось именно потому, что правительства не были суверенными — они все пытались «договориться, чтобы не потерять все». А у «цветных революционеров», в свою очередь, имелись практически официальные «томосы» — вашингтонские сертификаты о соответствии их погромов духу истинной демократии. То есть в данном случае Константинополь выступает механизмом, по функциям аналогичным Виктории «плевать на Европу» Нуланд.
В общем, перед поместными церквями планеты стоит в полный рост тяжелый выбор. Либо четко осудить действия Константинополя и вызвать недовольство США и собственных проамериканских правительств. Либо ничего не делать и абстрактно призывать к мирному разрешению противоречий — словом, тянуть время до бесконечности, что равносильно капитуляции. Либо торговаться и получать ничего не стоящие гарантии, что тоже равносильно капитуляции (в этом смысле показательны появившиеся в прессе слухи о том, что лояльность Константинополю второй по величине поместной церкви — Румынской — Фанар намеревается купить решением о «разделе» Молдавии). Либо просто в открытую капитулировать, поддержав Варфоломея. И тем самым открыться нараспашку любым рейдерским атакам, легитимизировав «церковные майданы» на собственных территориях в будущем.
Поэтому остается надеяться, что поместные церкви обнаружат волю к единству. В пользу этого выбора говорят не только соображения самосохранения, но и тот факт, что Москва, в отличие от Константинополя, папизмом не болеет и к мировой власти над христианами не рвется. А что думают в России о майданах — знают все. Виктор Мараховский |
Категория: Некрот в России | |
Всего комментариев: 0 | |