[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2018 » Октябрь » 19 » Александру Галичу — 100
09:38
Александру Галичу — 100

Александр Галич 100 лет

«Каждая его песня — это одиссея, путешествие по лабиринтам души советского человека», — писал Владимир Буковский об Александре Галиче. Сам поэт говорил: «Мне кажется, что если мы не примем формулу, что мир дал трещину и трещина прошла через сердце поэта, то вообще поэзия не существует».

100 лет назад, 19 октября 1918 года, родился Александр Галич — поэт, драматург, киносценарист, автор и исполнитель песен (бард). Он стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой), полагает mgarsky-monastery.org (и не только).

Настоящее имя поэта и драматурга — Гинзбург Александр Аркадьевич. Галич — псевдоним, составленный из первых букв фамилии с именем и последних отчества. Родился в Екатеринославе (ныне Днепропетровск, или по версии киевского режима Днепр) в еврейской семье. В 1923 году с родителями переехал в Москву. Семья поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов».

Галич вспоминал: «Все мальчишки нашего двора знали, что мы живем в доме поэта Дмитрия Веневитинова, где Пушкин впервые читал «Годунова». Мы не знали стихов Веневитинова, не все еще умели читать, но Пушкин, «Борис Годунов» — это нам было понятно. Понятнее, чем частушки и блатные песни... Дом наш в Кривоколенном был суматошный, бесконечные гости, всегда кто-нибудь ночевал из приезжавших, и папа, и мама работали. Они не были конторскими служащими, поэтому работа была не регламентирована, т. е. длилась гораздо больше обычного рабочего дня, общения с ними в детстве было мало, близость пришла позднее...».

После окончания школы Александр Галич поступил в Литературный институт им. А.М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. Станиславского. Но бросил оба ВУЗа. В 1939 году перешёл в Театр-студию А. Арбузова и В. Плучека, где состоялся его дебют в драматургии — он был одним из авторов спектакля «Город на заре». Затем началась война…

На фронт Галича не взяли из-за врожденного порока сердца. В это время он работал в передвижном театре под руководством Плучека и Арбузова, написал для театра еще несколько пьес: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орлёнок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Государственный преступник», «Третья молодость», «Бегущая по волнам».

Сочинять песни Галич начинает с конца 1950-х. Наступил перелом в его творчестве — успешный на тот момент драматург и сценарист Галич всё больше попадает в немилость советской власти. В «Современнике» запретили постановку его «Матросской Тишины». Ему было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали. Но его собирались слушать по домам, его песни передавали друг другу в записях. Несмотря на запреты, он был популярен. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР. Это стало окончательным крахом. Фактически после этого он был доведён до состояния нищенства, его не брали.

В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать; 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР…

Белла Ахмадулина написала в 1999 году: «Когда я вспоминаю его красивое, печальное, доброе лицо, я словно издалека любуюсь им, но более думаю о том, что его труды, его сочинения, отважный поступок всей его жизни и трагический подвиг его отъезда, а он был трагический на самом деле, всё это еще подлежит обдумыванию, и не сомневаюсь, что люди, которые не имеют столь долгого опыта, совсем молодые люди, еще обратят свое любящее, благосклонное внимание на образ этого замечательного человека, что во времени, которому я современник, безусловно, занимает большое и значительное место».

Галич погиб 15 декабря 1977 года в своей парижской квартире от удара электрическим током при подключении антенны к телевизору. Вопреки фейковой «версии» о тщательно спланированном и заранее подготовленном убийстве, парижские знакомые Александра Аркадьевича утверждали, что причиной смерти стал именно несчастный случай.

Писатель и журналист Юрий Нагибин, узнав о трагедии, записал в своём дневнике нечто абсолютно отличающееся от воспоминаний Ахмадулиной:

«Что там ни говори, но Саша спел свою песню. Ему сказочно повезло. Он был пижон, внешний человек, с блеском и обаянием, актёр до мозга костей, эстрадник, а сыграть ему пришлось почти что короля Лира – предательство близких, гонения, изгнание… Он оказался на высоте и в этой роли. И получил славу, успех, деньги, репутацию печальника за страждущий народ, смелого борца, да и весь мир в придачу. Народа он не знал и не любил, борцом не был по всей своей слабой, изнеженной в пороках натуре, его вынесло наверх неутолённое тщеславие. Если б ему повезло с театром, если б его пьески шли, он плевал бы с высокой горы на всякие свободолюбивые затеи. Он прожил бы пошлую жизнь какого-нибудь Ласкина. Но ему сделали высокую судьбу. Всё-таки это невероятно. Он запел от тщеславной обиды, а выпелся в мировые менестрели. А ведь песни его примечательны лишь интонацией и остроумием, музыкально они – ноль, исполнение однообразное и крайне бедное. А вот поди ж ты!.. И всё же смелость была, и упорство было – характер! – а ведь человек больной, надорванный пьянством, наркотиками, страшной Анькой (речь о второй жене — примеч. BLOGMKP.RU). Он молодец, вышел на большую сцену и сыграл, не оробел».

Конец цитаты. Источник: На икону не годился: Александр Галич

Категория: Некрот в ЛНР |
Всего комментариев: 0
avatar