[Блог Мужчины, который пишет ]
Главная » 2020 » Декабрь » 11 » Александр Татарский: повелитель пластилина
10:59
Александр Татарский: повелитель пластилина

Татарский Александр Михайлович режиссер мультипликатор

Современные аниматоры, вооружённые самой продвинутой техникой, создают сегодня мультфильмы, которые интересно смотреть и детям, и взрослым. Но ещё четыре десятка лет назад Александр Татарский, имея в руках всего лишь пачку пластилина, создал такие анимационные шедевры, которым могут позавидовать и нынешние режиссёры. «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут Колобки» — сегодня это культовые фильмы, любимые уже несколькими поколениями. Но в 80-х за каждый из них Татарскому пришлось побороться, — пишет о режиссёре-мультипликаторе, с дня рождения которого сегодня исполняется 70 лет, Мир творческих людей.

Уроженец Киева, Александр рос в творческой семье. Его родители работали в цирке, в частности, отец (Татарский Михаил Семёнович — примеч. админ.) писал сценки и репризы для очень известных клоунов — Юрия Никулина, Олега Попова, Леонида Енгибарова. Захотел стать клоуном и маленький Саша, и тогда отец показал ему цирковое закулисье: «Когда я пришёл в цирк, то понял, что ничего не умею, а учиться мне не хотелось. Это Никулину можно было ничего не уметь и оставаться великим клоуном. А в принципе клоун должен много чего уметь, по проволоке ходить, жонглировать… Но я пошёл в мультипликацию, а это тоже клоунада».

На эту мысль его также натолкнул отец, писавший сценарии и для мультфильмов. Однажды побывав на Киевской киностудии, Александр понял, что мечтает работать именно там. В 17 лет он устроился на работу в «Киевнаучфильм», где изучил процесс производства мультфильмов, начиная с самых азов. Татарский был причастен к созданию множества анимационных лент и в результате овладел почти всеми необходимыми профессиями.

Параллельно Александр учился в институте театра и кино и на специализированных курсах художников-мультипликаторов. Затем продолжить карьеру Татарский решил в Москве, где устроился режиссёром в мультипликационную студию творческого объединения «Экран». И уже на следующий год появился его дебютный мультфильм «Пластилиновая ворона». Это был абсолютно новаторский проект, перевернувший представление об анимации вообще.

Молодому режиссёру разрешили снять собственный мультик за помощь в разработке заставок для олимпиады. Но лишь только руководство его увидело, как тут же запретило — за безыдейность. Помогли Ксения Маринина и Эльдар Рязанов, выпустившие «Ворону» в эфир «Кинопанорамы».

Мультфильм сразу получил признание зрителей и завоевал 25 призов на различных фестивалях, в том числе на Международном фестивале в Габрово. Сегодня же «Пластилиновая ворона» является классикой отечественной мультипликации.

Следующим пластилиновым шедевром стала заставка для передачи «Спокойной ночи, малыши!» По количеству выходов на телеэкран она занимает почётное место в Книге рекордов Гиннесса.

Третьей выдающейся работой Татарского является мультфильм «Падал прошлогодний снег». Об истории его создания режиссёр вспоминал: «Я хотел снимать „Прошлогодний снег“, а мне говорили, что надо снимать что-то про пионеров, собирающих металлолом». Александр Михайлович сопротивлялся и кричал, но на руководство это не действовало. Тогда он сообщил, что хочет снимать про Ленина — что-нибудь очень смешное. Например, по рассказу Зощенко. В общем, руководство сдалось и разрешило снимать всё, что угодно, лишь бы не про Ленина.

Правда, названием пришлось пожертвовать — изначально Татарский хотел назвать фильм «Ёлки-палки, лес густой». Также и главным героем планировался дворник из «Пластилиновой вороны», но режиссёр в конечном итоге заменил его на обычного мужичонку — не обременённого особым умом, ленивого и прижимистого.

Предполагалось, что текст будет читать Лия Ахеджакова, однако Александру Михайловичу её озвучка не понравилась. И тогда вспомнили о Станиславе Садальском, чей характерный выговор идеально лёг на видеоряд. Но так как актёр был в те годы в опале, то в титры его фамилию не внесли — решили таким образом наказать.

Все мы помним, что весёлый мультфильм заканчивается грустной сценой, в которой звучит проникновенная музыка. Её написал Григорий Гладков. Когда режиссёр объяснял, чего именно он хочет от композитора, то заметил: «Под эту мелодию нас будут хоронить!»

В итоге так и получилось. Именно эти финальные аккорды любимого миллионами мультфильма звучали на похоронах Александра Татарского в 2007 году.

Категория: Некрот в России |
Всего комментариев: 0
avatar