13:20 25 лет белорусско-российской интеграции – есть ли свет в конце тоннеля? |
2 апреля исполнилось 25 лет со дня подписания Договора о создании Сообщества Белоруссии и России. Этот документ заложил основу белорусско-российских отношений на весь последующий период. Через год, 2 апреля 1997-го, был подписан Договор о Союзе Белоруссии и России, а 8 декабря 1999 года – Договор о создании Союзного государства. Подписание этого комплекса документов является беспрецедентным в постсоветской истории. На фоне «парада суверенитетов», когда бывшие союзные республики отгораживались друг от друга заборами, изобретали себе пышные исторические родословные, культивировали обиды на бывшего «старшего брата», было объявлено не просто о сближении двух постсоветских республик, а об образовании Союзного государства. Белоруссия недаром считалась «самой советской республикой». Это определялось как структурой экономики – «сборочный цех», ориентированный на общесоюзный, в первую очередь российский, рынок, так и особенностями населения, которое на момент распада СССР было преимущественно городским и русскоязычным (этнический национализм был популярен разве что в узком кругу гуманитарной интеллигенции). Этим ситуация в Белоруссии принципиально отличалась от ситуации на Украине. Националистические практики (например, директивное насаждение белорусского языка в качестве единственного государственного) на фоне экономического упадка в результате распада СССР вызвали в Белоруссии массовое неприятие и всплеск советской ностальгии. В этом контексте формировался общественный запрос на интеграцию с Россией.
Что касается Российской Федерации, то Ельцину было крайне важно предъявить хотя бы какую-то историю успеха на фоне череды провалов и неудач «лихих 90-х». Интеграция с Белоруссией вполне могла стать такой историей... И вот четверть века спустя приходится констатировать, что далеко идущие планы по построению Союзного государства в основном остались на бумаге. Наднациональные органы не сформированы или носят декоративный характер. Единой валюты, введение которой предполагалось ещё в 2005 году, нет, сам этот вопрос удалён из повестки дня. Союзное государство сегодня существует в виде относительно прозрачной белорусско-российской границы и формального равноправия белорусских и российских граждан (хотя общего союзного гражданства нет). Белорусская экономика по-прежнему зависит от российской, получая энергоносители по льготным ценам и имея привилегированный доступ к российскому рынку. Однако политическое строительство Союзного государства остановилось практически на нуле, хотя Союзное государство – это в первую очередь политический проект.
Учитывая разницу в масштабах и потенциалах двух стран, белорусский правящий класс хочет обезопасить себя от риска фактического поглощения и растворения в рамках союза под эгидой России. В частности, судьба единой валюты (которая, согласно Договору о создании Союзного государства, должна была появиться в 2005 году), упирается в вопрос о создании единого эмиссионного центра, в рамках которого белорусская сторона хотела бы иметь полноправный доступ к выработке финансовой политики в Союзном государстве. Однако с точки зрения Москвы это означало бы передачу белорусской стороне части контроля над российской экономикой, составляющей подавляющую долю экономики Союзного государства. Поэтому Москве ближе подход, при котором система принятия решений в рамках Союзного государства учитывает реальное соотношение потенциалов участников союза. Однако это неприемлемо уже для белорусской стороны. В начале 2000-х гг. на фоне известного «мухо-котлетного» скандала президент В. Путин предложил определиться с характером дальнейших взаимоотношений: либо Белоруссия входит в состав РФ, либо отношения переводятся в обычный межгосударственный формат. Итогом стало соломоново решение: всё оставили как есть. Союзное государство не развивалось, но формально от него не отказывались. Белорусскую сторону такая модель устраивала: республика получала привилегированный доступ к российским ресурсам и рынкам без обременительных для белорусского политического класса обязательств. До поры до времени на это закрывали глаза и в РФ, хотя критика такой модели отношений нарастала: всё чаще раздавались голоса, что Белоруссия фактически паразитирует на российских дотациях, ничего не предлагая взамен.
Во второй половине 2010-х гг. Москва ставит вопрос о реальной, а не декларативной интеграции. Ответом Минска становится интенсификация многовекторной политики, направленной на уравновешивание российского влияния европейским и китайским, а интеграционная тема в информационном пространстве республики обретает негативный оттенок – как угроза национальному суверенитету. Политический кризис в Белоруссии после президентских выборов 2020 года сократил пространство для политического манёвра Минска. Риторика белорусских властей вновь стала значительно более пророссийской, чем была до августовского кризиса, но дальше слов дело по-прежнему не идёт. Строительство Союзного государства упёрлось в то, что белорусские верхи рассматривают союз с Россией сугубо с прагматических позиций, как способ получить привилегированный доступ к российским ресурсам и рынкам. Учитывая разницу в масштабах двух стран, в Минске боятся политического союза, видя в нём угрозу ограничения своего суверенитета в пользу РФ. Однако России нужен именно политический союз; если белорусская экономика для РФ не представляет особого интереса, то геополитическое значение республики огромно. Всеволод ШИМОВ |
Категория: Некрот в России | |
Всего комментариев: 0 | |